“КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО ПОЛНОПРАВНАЯ ЛИЧНОСТЬ!”
0
2647

Ежегодно 20 ноября отмечается как Всемирный день прав ребенка. Нынешний юбилейный: 20 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Повсеместно, в том числе и в нашем городе, проводятся различные мероприятия, приуроченные к этой дате. А какова практическая значимость планетарной “детской” Конвенции в масштабе Бронниц? Насколько важны для юных бронничан общечеловеческие права и “взрослая” защита, в чем она проявляется? На эти и другие вопросы корреспондента “БН” отвечает заместитель главы администрации г.Бронницы Жанна ЕРШОВА.

– Жанна Евгеньевна, сначала немного о том, что такое Конвенция о правах ребенка, в чем ее смысл?

Это главный международный документ, утверждающий приоритеты в обеспечении интересов детей перед интересами взрослых (родителей, опекунов, педагогов) и определяющий важнейшие права детей, которые должны соблюдать все государства – члены ООН. Он состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет. “Детскую” Конвенцию приняли в ноябре 1989-го после почти 10-ти лет переговоров и компромиссов между государствами – членами ООН. С тех пор этот договор ратифицировало большинство стран мира – больше, чем любой другой международный документ о правах человека. ВС Совет СССР ратифицировал его 13 июня 1990го, а для России он вступил в силу с 15 сентября этого же года. Поясню, после ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона.

– И все же, в чем особенности “детской” Конвенции, что изменилось в нашем обществе со вступлением ее в силу?

– Она стала точкой отсчета для международного признания того, что каждый ребенок – не только объект формирования, воспитания, образования и т.п. со стороны взрослых, но носитель всех гражданских, политических и иных прав. Причем каждый, даже совсем маленький гражданин, обладает правами взрослого человека в полной мере. Это всесторонне гарантируют основные положения Конвенции, которые можно по содержанию разделить на 3 смысловых группы. Первая – направлена на обеспечение всесторонней защиты детства, основных прав и свобод. Она охватывает такие конкретные вопросы, как недопустимое обращение с детьми, защиту от безнадзорности, беспризорности, от эксплуатации их труда. Вторая – затрагивает вопросы обеспечения детей всем необходимым, в частности гарантирует их право на получение образования, на медицинское и социальное обслуживание. Третья – признает за ребенком (по мере его взросления) право на высказывание собственного мнения, на самостоятельное принятие решений, предполагает участие его в общественной жизни. И еще один значимый аспект, который до принятия “детской” Конвенции 1989 г. в прежних международноправовых документах не рассматривался. Это положение гласит, что каждый ребенок – личность и ему гарантировано право на частную жизнь, на индивидуальность, на свободу самовыражения, доступ к информации, на свободу мысли, совести и вероисповедания. – Поскольку наши дети по Конвенции – носители общечеловеческих прав, то они, согласно этому же документу, объект коллективной защиты и опеки целого ряда международных, региональных институтов, местных структур и организаций.

- Каких именно?

– Прежде всего, это рабочие структуры и органы ООН: Детский фонд (ЮНИСЕФ), Международная организация труда (МОТ), Институт экспертов по той или иной проблеме детства. Имеются и авторитетные неправительственные организации, такие как “Спасите детей!” и “Информационная сеть по правам ребенка” (ИСПР). А в России, пожалуй, самый известный орган, имеющий многолетний практический опыт работы с детьми, – это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Такая Комиссия уже не одно десятилетие действует и в нашем городе. Причем, можно привести множество примеров того, как эффективность ее усилий всякий раз подтверждается на практике.

– Однако при всей важности общественных институтов, занимающихся проблемами детства, особая роль и ответственность в их решении всетаки принадлежат семье

– Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в родственном окружении, в атмосфере родительской любви, взаимного уважения и понимания. Вот только далеко не все родители способны видеть и уважать в своем ребенке полноправную личность. Многие папы и мамы привыкли смотреть на сына или дочь только как на объект воспитания и обучения. И при этом зачастую без участия детей принимают судьбоносные для них решения. Авторитарный принцип “я тебя породил – я тебя и воспитаю” – определяет действия большинства родителей даже в благополучных семьях. А об отношении к потомству в так называемых проблемных семьях вообще говорить не приходится: здесь все только со знаком минус. Кроме того, проблему родительского волюнтаризма или, напротив, полного безразличия к детям усугубляет беспрецедентный для России кризис самого института семьи. Причин тому множество и они хорошо известны. К сожалению, сегодня растет число родителей, не сознающих своей ответственности перед обществом за судьбу своих детей. Есть такие проблемные папымамы и в Бронницах. И возникшие по их вине очаги неблагополучия – место приложения усилий органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

– Как же, на ваш взгляд, должны действовать общественные институты, чтобы последовательно решать проблемы неблагополучных семей, обеспечивать соблюдение прав ребенка на уровне международных требований?

– Первое важное условие успеха – раннее выявление любых форм и проявлений детского неблагополучия. Каждый проблемный ребенок должен стать объектом пристального внимания государственных и общественных организаций, граждан нашего города. Не менее важен, на мой взгляд, и индивидуальный подход к каждому из таких подопечных, к каждой такой семье. При этом нужно учитывать ситуацию, в которой оказался ребенок, реальные возможности и желание родителей улучшить положение дел. Считаю, что в деле раннего выявления очагов неблагополучия важен постоянный общественный мониторинг состояния проблемных семей. А в повседневной работе с ними нужен комплексный подход, тесное взаимодействие всех субъектов профилактики и заинтересованных инстанций. Особенно, действенными должны стать усилия членов КДН и ЗП. Комиссия призвана на деле стать связующим звеном между системой социальной профилактики и системой правосудия.

– Насколько известно, во многих европейских муниципалитетах на проблемы семейного неблагополучия оперативно реагирует большая часть населения. А как у нас?

– Личная заинтересованность и гражданская активность в оздоровлении семейнобытовых отношений, – важное условие действенной профилактики неблагополучия и улучшения ситуации с обеспечением прав ребенка. К сожалению, многие стараются не замечать семейных скандалов, беспробудного пьянства, проявлений родительской агрессии к детям… А ведь когда ситуация в семье сильно запущена, решить проблему очень трудно. Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем: не будьте равнодушными к происходящему вокруг вас. Если вы слышите крик ребенка за стеной, видите постоянные пьяные скандалы и детскую безнадзорность рядом с вами, сообщите нам! Этим поступком вы реально поможете обществу, внесете свой вклад в профилактическую работу, в соблюдение тех международных правовых норм, которые установлены “детской” Конвенцией ООН. Телефоны КДН и ЗП: 4667629; 8 (926) 3242161.

Беседовал Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий