ГИБЕЛЬ КРАСВОЕНЛЕТА КОВАЛЕНКО
376

В числе тех, кто вершил историю авиации перед Первой мировой войной, – одна из первых в России 5я авиарота, стоявшая в Бронницах в 1914–1915 гг. После октябрьской революции на смену военным летчикамофицерам, храбро воевавшим на фронтах во славу русского оружия, пришли красвоенлеты — первые летчики 7го истребительного отряда РККА, находившегося в Бронницах в 1918–919 гг. Его командиром был Артемий Иванович КОВАЛЕНКО. Документы и фото о нем в свое время в городской музей принес сын летчика – Александр Артемьевич, а теперь память о героепредке увлекла и его бронницкого правнука…

Когда его отец погиб на фронте, а через год умерла мать, Саша совсем маленьким остался на руках у бабушки в Бронницах. Здесь он провел свое детство и юность, здесь окончил нашу “красную” школу в составе ее первого выпуска. Отсюда уехал учиться в институт, в Москву… Об этом мы уже рассказывали на страницах нашей газеты (“БН” №45 от 5.11.2009 г.). Была напечатана фотография летного и обслуживающего технического персонала 7-го истребительного авиаотряда, снятая в Бронницах на летном поле летом 1918 г. Мы обратились к читателям с просьбой: если у когото есть сведения об отряде, просим сообщить в городской музей истории.

Оказывается, глядя на своего деда, поиском новых документов о красных летчиках увлекся теперь уже правнук славного красвоенлета – Сергей Викторович Коваленко. Именно он нашел в военных мемуарах новые сведения о том, как его прадед геройски воевал и погиб на Уральском фронте при проведении знаменитой Лбищенской операции. Теперь мы знаем, что рядом с Коваленко (слева) на фотографии отряда сидит комиссар отряда Михаил Данилович Поляев. После окончания гражданской войны он работал в Генштабе РККА. Жил с семьей в Москве на Большой Бронной. В 1937 г. был репрессирован и погиб в сталинских лагерях.

При реконструкции Москвы семья переселилась на Тверскую,где и сейчас живет внук Поляева с семьей. Известно также, что в 30й авиаотряд на Уральский фронт вместе с Коваленко был откомандирован бронничанинмоторист Сидоров. В приказе №52 от 28 ноября 1920 г. приводятся факты о боях в Заволжье, о трудностях становления красных авиационных отрядов. Как терпели недостаток в снабжении и особенно в бензине, который “в скором времени отсутствовал абсолютно”. Но “молодые и преданные революции умы” придумали,как вывести “из критического положения Красную Авиацию”. Несмотря на отсутствие лабораторий и оборудования для проведения сложных опытов, были изобретены так называемые “ подогреватели”. С их помощью для обеспечения полетов стали вместо бензина использовать различные смеси (эфира и спирта).

Вскоре красные авиационные отряды были объединены в   Воздушный флот 4-й  армии. После освобождения Уральска от белоказачьей блокады части РККА продолжали наступление. 25-я стрелкова4-й я дивизия под командованием В.И.Чапаева заняла Лбищенск. В начале сентября сюда перебазировался штаб дивизии. Для усиления дивизии прибыли из Бударинской два боевых звена: от 30го авиаотряда два одноместных самолета “Ньюпор” с летчиками С.В.Бейер и А.И.Коваленко и от 26гоотряда двухместный самолет “Сопвич” с летчиком РИ.С.Железновым и летнабом П.М.Олехновичем.

В то время начальником Воздушного флота 4-й армии был назначен И.И.Шелест, который в своих воспоминаниях писал: “Уральские поля и вообще все Заволжье обильно залито кровью Красных героев. Пусть памятным навсегда останется в Воздушном флоте случай с летчиком Коваленко, который погиб верной и честной смертью коммуниста в Лбищенске…” Подробности гибели Коваленко А.И. рассказал командир боевого звена 30-го авиационного отряда С.В.Бейер.

Он вспоминал, что “в ночь с 4 на 5 сентября 1919 г., едва забрезжил рассвет, летчики, как и все красноармейцы, были разбужены сильной ружейной и пулеметной стрельбой, происходившей гдето поблизости. В комнату к нам вбежал Коваленко и громко крикнул: “Это налет казаков!” Мы все вскочили, я бросился в канцелярию к телефону и вижу: на полу лежит наш механик Е.Ермаков – он был убит. Я пытался позвонить,но телефон не работал. Взглянув в окно, увидел, что казаки с белыми повязками на рукавах ломятся в каменный сарай, в котором, как потом выяснилось, заперлись наши товарищи во главе с летчиком Коваленко, которые отстреливались до последнего патрона…

Наконец белоказаки сумели взломать дверь и бросили в сарай несколько гранат. Внутри все стихло… Шесть отважных сынов Родины погибли, не сдавшись врагу. Подъехал офицер на лошади, как потом стало известно, это был полковник Бородин, который руководил захватом Лбищенска. Казаки подошли к нашему дому, и один из них крикнул: “Выходи, а то гранату бросим!” Мы вышли из дома… Один из казаков, направив на меня пистолет, спросил у Бородина: “Прикажете расстрелять?” “Подожди, – ответил полковник и, спросив, кто я, приказал отвести меня к группе пленных. Туда же вывели из строя всех авиационных специалистов… Остальных погнали через степь… Но перед этим половину, то есть около 300 человек, расстреляли на месте.

Тут же на глазах у всех произошла еще одна трагедия. Около 11 часов дня над аэродромом появился самолет с красными звездами на крыльях. Это был летчик Артамонов, который вернулся с задания и не знал о том, что аэродром захвачен белоказаками. Никто не смог подать ему какойнибудь сигнал, и он спокойно,сделав два круга над аэродромом, пошел на свою последнюю в жизни посадку… Пленным специалистам белые не давали ни пищи, ни воды…

Моторист 30-го авиаотряда Сидоров (командированный вместе с Коваленко из Бронниц) рассказывал о гибели механика отряда Мельникова, не желающего сдаться и зарубленного шашкой на месте. Вот как описаны эти события в документах: “Белоказачье командование, воспользовавшись неудачной группировкой войск 25-й дивизии, решило предпринять налет на ее штаб. Он был совершен в ночь на 5 сентября 1919 г. Отряд белоказаков под командованием полковника Бородина с пулеметами и пушками ночью ворвался в Лбищенск. Завязался жестокий неравный бой, в котором погибли легендарный герой гражданской войны В.И.Чапаев, комиссар дивизии Батурин и многие бойцы.

Понесли тогда  потери и авиаторы. Сражаясь с врагом, погибли летчик А.Коваленко, старшие мотористы В.Мельников, Н.Ермаков и другие. Летчики С.В.Бейер, И.С.Железнов, летнаб П.М.Олехнович были взяты в плен. Самолеты, стоявшие на аэродроме, белоказаки захватили”. Так воевал и геройски погиб красвоенлет, командир 7го Бронницкого истребительного авиаотряда, красвоенлет Коваленко. В одну ночь и в одном бою с красным комдивом Чапаевым.

В.СУНЧЕЛЕЕВА, научный сотрудник музея истории г.Бронницы

 

Назад