ДОБРОТА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ
279

В десятый раз россияне отмечают День социального работника. Как и везде, в Бронницах большинство тружениц самой гуманной службы – женщины. И это вполне закономерно: ведь именно прекрасной половине особенно присущи доброта, способность сопереживать, помогать чужой беде и неблагополучию. Заведующая отделом участковой соцслужбы города по работе с семьей и детьми Людмила ТЕЛЕГУЗ вот уже 8 лет каждый день помогает своим подопечным из разных бронницких семей. Накануне праздника “Больших сердец“ Людмила Ивановна поделилась с корреспондентом “БН” размышлениями о нелегком труде соцработника, о его значении в деле оздоровления нашего общества.

Родилась моя собеседница в 1959м на Украине. В детстве переехала с родителями на Север. Отец там трудился водителем, мама – библиотекарем в школе. Получив среднее образование, Людмила окончила институт инженеров водного хозяйства по специальности инженергидротехник. После вуза, уже выйдя замуж, женщина получила распределение в столицу, а ее супругбронничанин трудился тогда в эстонском пароходстве. Так уж вышло, что прежде чем стать соцработником, Людмила Ивановна поработала на разных должностях, не имеющих отношения к ее базовому образованию. Некоторое время работала на одном из городских предприятий. Причем всякий раз, осваивая новую профессию, ей приходилось доучиваться. Но это ее не смущало: основы знаний в советской школе заложили неплохие, а привычка к самообразованию имелась с молодых лет.

В 2003-м инженер Телегуз неожиданно для себя пришла в бронницкую службу соцзащиты. С тех пор непростая и очень хлопотная профессия стала ее жизненным призванием. Начинала Людмила Ивановна в социально реабилитационном центре для подростков. Не один год трудилась там социальным педагогом, а с 1 января 2007 г. на базе городского центра организовали участковую социальную службу, которая тоже вошла в структуру “Алого паруса”. Теперь здесь два разных направления работы: первое – отделение дневного пребывания (там два десятка детей, которые постоянно ходят в центр), второе, организованное по участковому прниципу, – их отдел по работе с семьей и детьми.

– Сначала нас было всего 2 сотрудницы, – вспоминает моя собеседница. – Почти 3 года работали вдвоем со специалистом по соцработе Маргаритой Петровой. Ныне в отделе вместе с нами уже четверо специалистов: педагогпсихолог Галина Прокаева и социальный педагог Ирина Кондрат… Когда начинали, нагрузка была огромная. Нужно было обойти весь город, разбить его на участки, составить соцпаспорта. Такие службы, как наша, создавались повсеместно, их деятельность регламентировал закон о соцзащите. Цель создания участковых соцслужб – раннее выявление семейного неблагополучия, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, устранение причин их порождающих и необходимая помощь. Когда наш центр открылся, у нас не было специалистов с базовым образованием. Всем пришлось осваивать профессию. Мы с Маргаритой Юрьевной объездили действующие соццентры, знакомились с их работой. Конечно, у малого города своя специфика и более скромные возможности. Но как бы то ни было, у нас в основе тот же участковый принцип. Благодаря ему, мы хорошо знаем все проблемные семьи в Бронницах, всех детей, которым необходима наша помощь.

Cотрудницы участковой соцслужбы имеют дело с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Приходится искать подходы к нигде не работающим, нередко пьющим матерям, к детям, предоставленным самим себе. Среди них немало уже стоящих на учете в КДН и ЗП, таких, которые требуют особого подхода и внимания. Исправляя тяжелую ситуацию в семье, соцработники активно взаимодействуют со всеми службами и субъектами профилактики в городе. Но, бывает, для того, чтобы добиться какихто позитивных сдвигов, нужны месяцы, а гдето и годы совместного коллективного труда. Если перевести практические усилия сотрудниц отдела на сухой язык статцифр, то со времени своего создания они уже оказали реальную помощь 97 бронницким семьям. По меркам нашего города и численности отдела это совсем немало. Участковая соцслужба готова прийти на помощь любой семье, любому ребенку, который нуждается в их участии.

Людмила Ивановна рассказывает мне о видах и особенностях социального патронажа: срочного, когда соцработники наведываются в неблагополучную семью 2 раза в неделю, экстренного, когда нужно постоянно контролировать ситуацию и делать 3–4 посещения. Ведь реальную сложность положения в семье, трудности, которые испытывают там дети, можно определить только тогда, когда сам побываешь в их жилище. И соответственно реагировать, исправлять положение дел. Ныне нравы у молодыхродителей совсем иные, чем прежде. Бывает, что супругов связывает только чисто формальное сожительство. А, когда появляются дети, беспечный сожитель ничем не хочет помогать своей фиктивной половине. Случается, что сводный “папаша” – вообще житель другой страны… Вот тутто соцработники и должны помочь такой проблемной семье…Судя по рассказу Людмилы Ивановны, нынче, как и прежде, в их повседневной работе немало объективных и субъективных проблем…

– Самое трудное направление нашей деятельности – работа с родителями, – поясняет моя собеседница. – Чаще всего они воообще не мотивированы на изменения. А без их участия результат нашей работы остается под вопросом. Чтобы ненавязчиво вовлечь их в процесс, мы, начиная взаимодействовать (обычно с мамами), сначала, что называется, “идем на поводу”. Оказываем помощь семье при минимальном родительском участии. Многих это вполне устраивает, и они не мешают нам. Постепенно из наблюдателей становятся соучастниками, сами приходят в нашу службу. А когда родитель доверяет нам – это уже переломный этап в работе. Начинается он с осмысления и осознания имеющихся в семье проблем. При этом все равно приходится приложить немало усилий, чтобы взрослые люди не только сами захотели нужных перемен , но и поверили в собственные силы, восприняли поддержку со стороны своего ближайшего окружения… А еще, решая проблему самих детей, мы очень тесно взаимодействуем со всеми субъектами профилактики. Строим эти отношения на договорной основе…

О том, что уже сделано за прошедшие годы, моя собеседница рассказывает скромно, без похвальбы. Спокойная и основательная Людмила Телегуз старается выслушать и понять каждого. Она никогда не перебивает своих, в большинстве эмоциональновзрывных собеседников и собеседниц, всякий раз старается досконально разобраться в подчас непростой семейной ситуации, найти реальную возможность в чемто помочь семье,терпящей бедствие. Наверное, именно в способности с пониманием относиться к чужим проблемам, искать и находить варианты их решения и есть главные критерии для работников такого профиля. Чванливые, черствые и равнодушные у них не смогли бы работать. К тому же очень многое в их повседневных делах, как и прежде, держится на энтузиазме, добросовестности и, если хотите, на патриотизме.

У моей собеседницы и ее коллег всегда много обязанностей, дел, намерений. Они день за днем, год за годом ведут в городе свою большую и многообразную работу. Внешне неброскую, но очень нужную для нашего, пока еще далекого от высоких человеческих идеалов общества. Впрочем, в старинных Бронницах, где еще с петровских времен (которые и считаются временем рождения соцслужбы) сохранились вековые традиции благотворительности и социальной опеки, нынешний механизм защиты малоимущих, судя по всему, действует даже лучше, чем в крупных подмосковных городах. Да и сами соцработники сумели заслужить у нас реальное уважение и благодарность своих подопечных. А еще они твердо усвоили главный принцип человеческого общежития, принцип заботы и доброты: чем больше ты даешь другим, тем больше возвращается к тебе.

Валерий ДЕМИН

Назад