БЫТЬ ТВОРЦОМ И НОВАТОРОМ
368

Учителям младших классов отведено особое место в школьном сообществе. Они — начало начал школьной педагогики, они не могут быть лишь простыми проводниками в мире знаний. Преподаватели начального цикла — прежде всего, мудрые, авторитетные наставники маленьких питомцев. Именно такой стала для своих беспокойных, шумных, часто даже озорных непосед и «почемучек» учитель средней школы №3 Светлана САВОНИЧЕВА. На муниципальном этапе конкурса «Учитель года2010» она заняла 2-е место в номинации «За любовь к профессии и вдохновение». Такой результат престижен для любого преподавателя. Ведь «Учитель года» — это, несомненно, конкурс личностей.

В выборе учительской профессии, как известно, ошибаться нельзя. Слишком дорого это потом обходится детям и обществу. Моя собеседница, судя по всему, сделала правильный выбор. Примером для нее стала бабушка по материнской линии — Клавдия Ивановна Шустова. Она многие годы была учителем начальных классов и обучала малышей азам наук в самые трудные — военные годы. Ее семейные рассказы, личный пример, безусловно, повлияли на профессиональный выбор внучки. До сих пор она с благодарностью вспоминает бабушку, рассказывает о том, какую важную роль она сыграла в ее становлении. Отмечу, что Светлана ( в девичестве Фищукова), которая родилась в марте 1974го, — коренная бронничанка. Ее отец всю жизнь, до пенсии, трудился в наших краях геодезистом.

— Сначала я окончила столичное педучилище №1, — вспоминает моя собеседница. — А в дальнейшем, уже работая в школе, имея семью и годовалую дочку, поступила в университет им. М.Шолохова. Сначала увлеклась психологией, даже поступила на факультет с такой специализацией. Но вскоре поняла: это не мое. И навсегда выбрала начальные классы… После окончания педучилища сначала преподавала в бронницкой школе № 1. Там у меня был самый первый выпуск моих учеников. После выхода из декретного отпуска мне предложили место в родной для меня, третьей школе. Там я сама училась, там учился мой будущий муж, а в 1996м сама пришла сюда преподавателем. Первое время преподавала в школе и училась в вузе. Учеба отнимала все выходные и каникулы. Но, благодаря помощи и пониманию родных, коллег, я справилась и успешно защитила диплом. В этом году будет 15 лет с тех пор, как я начала трудиться в педколлективе школы №3. Теперь здесь учится и моя дочь — восьмиклассница Маша.

Любая общеобразовательная школа — мир, в котором свои складывающиеся десятилетиями взаимоотношения, свои традиции и обычаи. Нынче этот мир стал гораздо более динамичным, сложным, техногенным… Даже первоклашки все увереннее пользуются информационными Интернетресурсами и все чаще задают своим школьным учителям трудные вопросы. Все это требует от педагогов глубоких знаний предметов и непрерывного профессионального роста, полнейшей самоотдачи, творческого отношения к своим обязанностям. Надо сказать, что моя собеседница постоянно работает над повышением своего уровня, регулярно занимается на дополнительных курсах. К примеру, сейчас она, как и все учителя начальных классов третьей школы, успешно обучают учащихся математике с использованием методик по усиленной программе Л.Петерсон. А еще Савоничева, несмотря на молодость, с удовольствием делится приобретенным опытом и знаниями со своими коллегами, часто дает открытые уроки, ведет учительские семинары. Она — учительтьютор, педагогнаставник, обучающий своих молодых коллег. Ее мастерклассы по технологии деятельностного метода интересны многим.

У Светланы Юрьевны позади уже четыре выпуска. Сейчас ведет пятый. Она — руководитель 3го класса. Здесь у нее аж 35 учеников! Это по любым меркам очень много. Обучать их совсем непросто: ведь характеры, способности к учебе и поведение у всех очень разные. Впрочем, она, как и прежде, любит свою «малышню», давно привыкла к младшим классам и не собирается переучиваться на учителяпредметника. Хотя при этом привычно сетует на большие нагрузки, на массу отчетности, на большие изменения в начальном образовании. И, к сожалению, не все эти перемены к лучшему… Конечно, сами дети стали более самостоятельными, динамичными и раскованными. Но гиперактивность сильно мешает иным малышам сосредоточиться на уроках. Озорников приходится постоянно сдерживать, приучать к порядку. Словом, индивидуальный подход в ее работе нужен и важен, как нигде…

Моя собеседница рассказывает о своих учениках, о методиках, по которым их обучает, о деятельностном методе и интегрированных уроках, где соединяются математика с естествознанием и история — с литературой. Если побывать на ее занятиях, можно увидеть, как педагог с использованием интерактивной доски раскрывает ученикам новые темы, как вместе с ней дети познают окружающий мир, моделируют проблемные ситуации. Ее третьеклассники на уроках сами обосновывают, мотивируют и принимают нужные ответы и решения. Даже, когда ребенок при этом понимает, что не прав, это все равно развивает его личность и сам процесс детского мышления. Она убеждена: не заучивание, а умение мыслить, соображать, анализировать необходимо с малых лет. Ныне на ребенка обрушивается целый поток информации, и, чтобы не запутаться в мире слов, цифр и формул, он должен уметь уложить все это в голове в своем, понятном ему порядке.

Как и любой российский педагог, Светлана радуется, когда видит перед собой ухоженных, развитых ребятишек, «продвинутых» в мир компьютерных игр и мобильной связи. И огорчается, когда вдруг замечает, как детям часто не хватает родительского внимания и соучастия в их делах. Нынче папы и мамы меньше уделяют времени потомству, многие, работая в Москве, оторваны от воспитания дефицитом времени и денежными проблемами. Многие малыши оставлены на попечение бабушек и видят родителей только в выходные и праздники.Таковы реалии времени, и они, педагоги, стремятся хоть чемто восполнить это главное, столь недостающее детям звено… Потому, как и повсеместно, в третьей школе сейчас торопятся побыстрее освоить такое нужное новшество, как электронный классный журнал и такие же ученические дневники. Оно позволит родителям, зайдя на школьный интернетсайт, быть в курсе успеваемости своего ребенка и всех его школьных проблем. Да и ученикам в случае болезни такая связь позволит получать задания от учителя и выполнять их, не выходя из дома.

Обучать малышей Светлане всегда было по душе. И сами первоклашки слушали ее, сразу разглядев в ней доброго, искреннего человека, ни в чем не допускающего фальши и притворства. Она твердо убеждена, что от учителей начального цикла требуются не только знания школьных предметов, но и умение ярко, интересно, доходчиво передать эти знания малышам. И еще им нужны огромная внутренняя доброта, терпимость, увлеченность, искренность. Моя собеседница, как и большинство ее коллег, раз и навсегда осознала истины и слагаемые профессии. И, несмотря ни на что, неуклонно следует им на своем беспокойном поприще. А еще Савоничева — посвоему разносторонний и жизнерадостный человек. Она с молодых лет увлекается туризмом, любит вязать, ухаживать за цветами, ходить в лес за грибами.

— Каждый мой ученик — частица моей биографии, — считает Светлана Юрьевна. — Сопровождая его из класса в класс, всегда стремлюсь разглядеть в маленьком человеке искорки природных склонностей и талантов, привить вкус к знаниям, к учебе. Убеждена: бездарных ребятишек вообще не бывает. Каждый в чемто может проявить себя как личность. Нам, педагогам начальной школы, надо только помочь им самореализоваться на самом первом этапе познания, научить их мыслить и самостоятельно искать правильные решения. Ведь время прежних школьных догм и строгого назидания давно прошло. И, как бы ни менялись образовательные методики и стандарты, школьный учитель все равно — главное действующее лицо. Он в любом случае должен быть творцом и новатором.

Валерий ДЕМИН

Назад