БЫЛОЕ И ДУМЫ
0
1873

Еще дымится рейхстаг, а среди руин поверженной столицы рейха уже появились полевые походные кухни наших воинских частей. Курится дымок от котла с солдатской кашей и к нему спешат изголодавшиеся бюргеры. Вот, позабыв о прежней степенности, торопится к бесплатной роздаче пищи пожилая супружеская чета, а за ними - молодая фрау с двумя малышами... Для 88-летнего Виктора ЛОБАЧА - это не кадры военной кинохроники, а эпизоды его фронтовой биографии. Отставной полковник, участвовал в исторической Берлинской операции. У него глубокие военные знания, свой взгляд на события тех лет. Виктор Константинович автор интересных (хотя и не опубликованных) мемуаров, где честно поведал о пережитом. В канун Дня Победы корреспондент 'БН' побывал в гостях у ветерана и попросил его поделиться воспоминаниями с читателями.

Многие в пенсионном возрасте начинают вспоминать о былом на бумаге. Повоевавший и немало послуживший офицер Лобач - не исключение. Еще с 60-х он, привыкший все делать все вдумчиво и основательно: с картами, схемами, эпиграфами, цитатами из книг известных воинов, пишет свою книгу, адресованную, как он сам считает, потомству. Даже дал ей название 'Думы о прошлом и рассказы о настоящем'. Автор рассказывает о многих военных и послевоенных событиях, в которых лично участвовал, над которыми много размышлял. Читаешь рукопись и убеждаешься, сколь содержательны офицерские мемуары. В одной судьбе - история целого поколения советских людей, одевших шинели в 41-м и на всю жизнь связавших свою судьбу с армией, внесших личный вклад в укрепление обороноспособности страны.

Виктор родился в 1920-м в городе донецких металлургов - Мариуполе. С отличием закончил десятилетку в железнодорожной школе. Золотых медалей тогда еще не давали, но у него – круглого отличника было право поступать в любой вуз страны без экзаменов. Вместе с тремя друзьями-одноклассниками он стал студентом Днепропетровского института инженеров транспорта. В августе 1941-го его с 4-го курса призвали в Красную армию. Служба началась в лагерях подготовки курсантов военных училищ в Ворошиловограде. Там формировалась в то неимоверно трудное для страны время одна из трех легендарных шахтерских дивизий.

'Я тогда рядовой-необученый, - пишет в своей книге Виктор Константинович, - свои первые знания о службе получал не от молодых лейтенантов, а от солдат, служивших в Красной Армии с довоенного времени. Иные даже успели повоевать в кровопролитной финской компании. Старшее поколение имело опыт и большую ответственность за судьбу нашей Родины…' После подготовки часть курсантов направили в военно-транспортную академию, которую в то время эвакуировали в Кострому. Там он прошел ускоренные годичные курсы автомобильного факультета, там начиналась его специализация, как военного автомобилиста.

В действующей армии воентехник 2-го ранга Лобач был командиром автомобильного взвода 12-го отдельного автотранспортного полка, действовавшего на Юго-Западном фронте. Там этот полк был доукомплектован, получил новые автомашины, а его автовзвод в дальнейшем передали в автосанитарную роту, которая действовала под Сталинградом. Офицер участвовал в перегоне целой колонны американских автомобилей, полученных по ленд-лизу, с юга в действующую армию.

«Нас, 150 человек - водителей и офицеров на автомашинах направили в г.Орджоникидзе, - читаешь в его воспоминаниях. - Выехали мы в конце апреля 1943-го, а вернулись только через 20 дней. Без особых происшествий удалось проскочить прифронтовую зону (хотя местами были бомбежки), избежали мы и встречи с бандформированиями, действовавшими на территории Калмыкии. Они грабили не только гражданские объекты, элеваторы с зерном но, случалось, с целью захвата оружия совершали вооруженные нападения на армейские автоколонны. Но нам, слава богу, повезло: все машины благополучно доставили на армейскую базу, близ гг.Шахты и Миллерово. Каждый водитель перегонял две машины: сам сидел за рулем студебеккера, а в кузове вез командирский виллис. Всего наша автоколонна прошла расстояние более 2,5 тысяч км. Я даже начертил точную схему нашего маршрута... '

После перегона Лобач потом попал в резерв и вновь продолжил учебу в военно-транспортной академии. Преддипломную практику, в конце 1944-го, проходил под Выборгом, в авторемонтных частях Ленинградского фронта. Даже сама тема дипломной работы Лобача была связана с деятельностью авторемонтного батальона. А потом выпускников малыми командами направили на разные фронта. Он попал на 1-й Белорусский. С марта по май 1945-го в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона (ОРВБА) 47-й армии участвовал в штурме Берлина. А после Победы их батальон насколько возможно, восстанавливал технику, поврежденную на полях сражений. Объем работы в то время был громадный, своих сил не хватало. Приходилось привлекать к подсобным делам местное население. И здесь прошедший военную академию, офицер, стал главным переводчиком, помогавшим коллегам объясняться с немцами.

В сорок пятом в Берлине не умирали от голода. Походные кухни кормили немцев солдатской кашей, а позднее армейские кинопередвижки даже показывали им кинофильмы. Мой собеседник не упомнил не одного случая зверства советских войск в Германии, о которых ныне не прочь порассуждать иные из новоявленных демократов. Он даже считает, что нашим войскам на германской территории было намного спокойнее, чем в Польше, где орудовали местные националисты. Авторемонтники, иной раз чувствовали себя особенно незащищенными. Ведь у них вообще не было оружия, даже табельного. Случись вооруженное нападение, батальон перебили бы в считанные минуты.

Такая опасная ситуация имела место, когда из осажденной столицы через них пыталась прорваться крупное подразделение войск СС. ' Мы насколько могли, усилили охрану, - вспоминает он. - Но при этом понимали: если обреченные головорезы пойдут сюда, всем придется худо. Но нам повезло: они прошли рядом...' Очень трудно пришлось им, когда немцы, отступая, взорвали у городка Тангермюнде мост через Эльбу. Образовалась огромная автомобильная пробка, в основном из брошенных машин. Из состава батальона сразу сформировали ремонтную бригаду и поставили задачу - восстановить как можно больше автомашин и партиями направлять их распоряжение уже не воинских частей, а советской администрации Берлина, которая занималась гражданскими делами, в частности обеспечением жизнедеятельности города.

За свои армейские заслуги в армии Виктор Лобач награжден орденом Красной Звезды, медалями 'За боевые заслуги' и 'За взятие Берлина'. А после войны офицер-фронтовик продолжил службу в армии. ' В 50-60 годы работа на испытательном полигоне 21 НИИИ, - говорится в его книге, - была связана с показами опытных образцов подвижных ремонтных средств, сделанных по нашим разработкам. Здесь доводилось встречаться с крупными армейскими военачальниками и в том числе с теми, кто в годы войны занимал высокие командные должности на фронтах, где мне пришлось воевать. Особенно запомнилась встреча с Г.К.Жуковым. Прославленного маршала после показа спрашивали много: в то время автомобилисты активно обобщали и использовали опыт войны. А мне во время беседы с ним пришли на память личные впечатления о последних месяцах войны, когда я находился на 1-м Белорусском, которым командовал Жуков. Тогда я даже не мог предположить, что уже на другом временном витке смогу наравне общаться с этим легендарным человеком...

Когда армейской службе отданы лучшие десятилетия жизни, человек по-особому оценивает пережитое. И никогда не падает духом. В послевоенной жизни Виктора Константиновича были свои житейские радости и огорчения, счастливые находки и горькие, невосполнимые потери. Сейчас ветеран живет в Марьинском переулке с уже взрослой внучкой Катей. Он и по сей день продолжает работу над книгой воспоминаний, занимается домашними делами и очень любит своего правнука Данилку. Наверное, видит в нем продолжателя семейной биографии и будущего главного читателя своих мемуаров. Ветеран понимает: когда этот маленький житель ХХI века подрастет, вторая мировая станет еще более далекой историей. Но он очень надеется, что зная правду о самой страшной войне прошлого столетия, наши потомки никогда не допустят ее повторения.

Валерий ДЕМИН


 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий