«АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ» ПЕТРА ЯРКОВА
0
1046

Публикуем заключительную часть воспоминаний о нашем замечательном земляке Петре Яркове. Но, конечно, его история на этом не заканчивается. Мы будем помнить его и гордиться его достижениями, сведения о нем хранятся в музее истории города Бронницы, будут организованы встречи и концерты в его честь. Сегодня речь пойдет о трагических событиях в жизни Петра Глебовича. Но начать эту историю придется с другого конца. С противоположного конца света...

В СССР был широко известен американский писатель Джон Рид. В своей книге “Десять дней, которые потрясли мир” он восторженно описывает первые дни Октябрьской революции, свидетелем которых он был сам. Его друг и коллега, американский журналист Альберт Рис Вильямс лично знал Троцкого, Бухарина и Ленина, был очевидцем и активным участником многих сражений в революции, и даже участвовал во взятии Зимнего дворца.

В 1917­1918 годах Вильямс путешествовал по Советской России, встречался с большевиками – собирал материал для книги. В 1922 году он вновь вернулся в СССР, вместе со своей женой они планировали снять фильм, чтобы собрать средства на помощь голодающим. В этом же году состоялось знакомство Вильямса с Петром Глебовичем.

Вот как Ярков вспоминает об их первой встрече: «Первый раз я встретил Альберта Давидовича (так звали Вильямса в России близкие и друзья) в Москве зимой 1922 года. Это был большой всероссийский вечер поэзии, где поэты всех направлений читали свои стихи. Как крестьянин, знающий и любящий народную музыку, я пел печальные, с надрывом, песни, а также веселые и танцевальные песни. В перерыве многие подходили ко мне, чтобы выразить восхищение этой музыкой, дышащей деревенской стариной. Среди них был человек выдающейся наружности, высокий, как богатырь, – косая сажень в плечах и очень похожий на нашего великого певца Шаляпина. Это был Альберт Рис Вильямс, тот самый американский журналист, который впервые приехал в Россию перед Октябрьской революцией и как очевидец дал правдивую и точную оценку великого события в своей книге «Сквозь русскую революцию».

Это цитата Петра Глебовича из предисловия к книге Вильямса, вышедшей в США в 1927 году. Ярков и Вильямс подружились, много разговаривали, делились друг с другом своими соображениями по поводу революции. Как журналисту Вильямсу было интересно буквально всё: и как живут крестьяне в новой России, и как жили они в старину. Он ходил по всем деревням в окрестностях Дора, наведывался в Денежниковскую комсомольскую коммуну, посещал местную знахарку на Кочиной горе, наблюдал, как крестьяне соблюдают православные обряды в Салтыковской церкви.

Последствия этой дружбы стали для Петра Глебовича трагическими. В том же 1927 году его обвинили в шпионаже за дружбу с иностранцем, раскулачили, конфисковали дом, хозяйство с полученными на выставке сельскохозяйственными орудиями и посадили на 5 месяцев в тюрьму. В качестве доказательства вины ему было предъявлено то самое предисловие к книге Вильямса. Всё произошедшее оказалось для Яркова неожиданным и оглушительным ударом, и всё же, освободившись из заключения, он нашел в себе силы, чтобы продолжать заниматься хором. И, что характерно, в советской власти не разочаровался и продолжал ее поддерживать.

Однако, многим не давала покоя активная жизненная позиция Петра Глебовича, и в 1938 году на него был написан очередной донос. Ярков снова был арестован. Всё по тому же обвинению – американский шпион. На этот раз Петр Глебович провел в заключении почти два года, и опять была доказана его невиновность. Он вышел на свободу перед началом войны, вернулся к руководству хором, прошёл с ним всю войну и умер в 1945 году в возрасте 70 лет.

Он всей душой любил русскую народную песню: “Я жадно ловил эту песню и всё перенимал, что мне попадалось и встречалось на пути, в то же время имел постоянную связь со своей подмосковной родной деревней”. Вот такой замечательный человек жил в Бронницком уезде.

Воспоминания записала Юлия СУСЛИКОВА

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий