УЧИТЕЛЕЙ РОДНЫЕ ЛИЦА
0
1435
Вот уже более двух лет как нет с нами замечательного педагога и человека Людмилы Ивановны КАПРАНОВОЙ. Но её до сих пор часто вспоминают не только учителя и ученики прежней красной» школы. Это имя по-прежнему на слуху и у её коллег из нынешней Бронницкой гимназии, и у многих жителей нашего города, которым она дала нужные знания и помогла выбрать правильный путь в жизни. В честь недавнего профессионального праздника, Дня учителя, хочется вместе с теми, кто хорошо знал и ценил Людмилу Ивановну, перелистать страницы её яркой и содержательной биографии, на конкретных примерах показать читателям, как важны для нашего общества школьные Учителя с большой буквы. 

«Красное здание окнами в сад и школьный дом по-соседству. Сколько уж лет как звонки здесь звенят неугомонному детству...» – эти слова из нашего школьного гимна. Именно с его исполнения начались многолюдные торжества в честь 100-летия Броницкой гимназии. Мы отпраздновали эту дату в прошлом году, но этапное и знаменательное для всех событие еще свежо в памяти многих бронничан. Ведь с историей этого старинного учебного заведения неразрывно связаны судьбы не одного поколения бронницких педагогов и учеников. Почти в каждой семье коренных жителей города есть те, кто начинал познавать основы наук с уроков в «красной» школе. 

Помню, большой зал досугового центра гимназии, где проводился 100-летний юбилей, был переполнен. Сюда пришли сотни людей, для которых школьные торжества стали по-настоящему торжественным и памятным событием. А когда стали называть имена ушедших от нас людей, оставивших заметный след в летописи учебного заведения, все встали... Мне, как и другим педагогам, было очень радостно и волнительно услышать среди таких значимых для школьной истории деятелей, как С.Н.Африканов, Н.П.Кедров, А.Л.Маситин, Т.В.Тарасова, Е.Г.Стребко, Н.Г.Соболев, М.А.Зараменских, А.А.Лапин, К.С.Родионов, Е.Н.Полевая, Н.С.Зоткина… и по-особому дорогое мне имя преподавателя русского языка и литературы Л.И.Капрановой.

Вся жизнь и трудовая деятельность Людмилы Ивановны прошли в нашем городе. Она родилась в Бронницах в довоенном 1932 г. в простой, но очень интеллигентной семье. Вместе с мамой в её воспитании принимали активное участие бабушка с дедушкой. Они с детских лет приучили девочку не только к книгочтению, но и к повседневному труду, к самодисциплине, к добросовестности, самостоятельности и аккуратности. Люда стремилась не только хорошо учиться, успешно закончить школу, но и продолжить своё образование в учительском вузе. Так что метаний в выборе профессии у будущего словесника не было. Получив аттестат о среднем образовании, она сразу поступила в столичный Ленинский пединститут. 

Гораздо позже, уже в зрелые годы, Людмила Ивановна вспоминала, с какой радостью она, как и большинство её однокурсниц, ходила на лекции по литературе. Их читал сам Александр Фадеев, знаменитый советский писатель, чьи произведения знали далеко за пределами СССР. В те далекие 50-е студентка педвуза, подобно многим своим ровесникам, восхищалась поэзией Владимира Маяковского и часто твердила полюбившиеся строки: «Мы будем работать всё стерпя, чтоб жизнь, колеса дней торопя, бежала в железном марше...» А когда остались позади незабываемые студенческие годы, она с нетерпением ждала распределения на работу в школу. В то время вся очная учеба была бесплатной, но выпускники должны были отработать полученное образование в тех регионах огромной страны, где остро не хватало специалистов их профиля. 

Вместе с тремя молодыми врачами учителя Капранову направили в самую отдаленную от российского центра – Туркменскую ССР. Три года ей предстояло трудиться в необустроенной школе, находящейся в маленьком, забытом всеми кишлаке. Вспоминая те далекие годы, Людмила Ивановна рассказывала, в каких неимоверно тяжелых условиях приходилось работать. Большинство местных жителей были неграмотными и вообще не знали русского языка. И с учениками на уроках, и с их родителями часто приходилось общаться на языке жестов. Самые отсталые и забитые дехкане, даже несмотря на бесплатное обучение, никак не хотели отпускать детей в школу. Девочки-туркменки вообще не посещали занятия, так как в кишлаке считалось, что образование им совсем ни к чему. А те, кто приходил в класс, очень плохо усваивали учебный материал. Иные даже не могли запомнить и выговорить имя-отчество своей приезжей учительницы... Преподавание в такой проблемной среде, без преувеличения, стало для юной выпускницы настоящим испытанием. Но она его выдержала с честью. Когда Капранова, отработав свою обязательную трехлетку, вернулась на родину, самые способные из её туркменских учащихся даже присылали ей письма. 

Какой-то период молодому педагогу довелось поработать и в ГДР, где она обучала детей наших специалистов и военнослужащих, находящихся там в составе группировки советских войск. Впрочем, куда бы ни заносила её непредсказуемая судьба, Людмила Ивановна всё равно вернулась преподавать в свою родную «красную» школу. Как вспоминает педагог-ветеран, многие годы трудившаяся там завучем, Светлана Васильевна Пшеничная, в педколлективе вдруг появилась строгая учительница с проницательным взором. Она ходила стремительной походкой и всегда в темном костюме с белым, кружевным воротничком... В «красной» школе Капранова работала и школьным библиотекарем, и организатором внеклассной работы, и учителем, а позднее – и завучем. Но на всех должностях трудилась очень добросовестно. 

По мнению многих ветеранов первой школы, любые мероприятия и, тем более, уроки русского языка и литературы, которые преподавала Капранова, всегда отличались своей содержательностью, новизной, необычностью, вызывали интерес учеников и самих учителей. Людмила Ивановна постоянно вела по своим предметам кружки и факультативы, а также проводила конкурсы, литературные вечера. При этом всё время активно участвовала в общественной работе, не один год являлась секретарем парторганизации школы. Кроме того,  уделяла большое внимание наставнической работе с молодыми учителями, внеклассной и организаторской деятельности среди родителей учащихся. Поэтому закономерно, что о любимом учителе с большой теплотой отзываются многие... 

- Я с нескрываемым обожанием относилась к Людмиле Ивановне, – говорит одна из бывших учениц «красной» школы, а ныне – уже опытный преподаватель английского языка городской гимназии Елена Константиновна Кабанова. – Именно такие педагоги, как она, как моя мама, и определили мой жизненный выбор в пользу нелегкой, но очень нужной обществу профессии учителя. И очень многое из того, как преподавали свои предметы лучшие педагоги нашей школы, в дальнейшем пригодилось и мне, и другим моим сверстницам, которые вернулись в родные стены учителями. Такие яркие личности, как Капранова, стали примером для многих поколений бронницких просвещенцев.

Судя по воспоминаниям коллег, Людмила Ивановна пользовалась огромным авторитетом в школьном коллективе. Она умела находить подходы к каждому из своих учеников, умела зажигать их души, как звездочки. Среди тех, кому она преподавала свой предмет, есть и учителя, и актеры, и инженеры, и медработники, и представители многих других профессий. Но что самое главное – большинство её питомцев стали достойными, порядочными людьми. Своей необыкновенной энергией, работоспособностью, прямотой и честностью, порядочностью и отзывчивостью, открытостью и любовью к жизни она, педагог и завуч, могла вести за собой других людей. И то, что Капранову удостоили звания «Отличник народного просвещения», все восприняли как достойную оценку её многолетней преподавательской деятельности. Надо сказать, что не только в самом учебном заведении, но и в городе учителя Капранову многие знали в лицо, приветливо здоровались с ней при встрече на бронницких улицах, охотно общались, желали всего наилучшего. 

- Людмила Ивановна на своих уроках вкладывала в наши души и умы самое главное, она учила нас всегда и во всем быть честным и порядочным перед собой и перед всеми, – считает бывший её ученик, а ныне известный артист театра и кино Анатолий Валентинович Горячев. – Она учила нас, что честь для человека превыше всего и надо беречь её смолоду... Её принципиальность, добросовестность, уважительное отношение ко всем людям взяли на вооружение многие из нас. И я до сих пор благодарен судьбе за то, что в числе моих учителей была Людмила Ивановна.

Даже после ухода на заслуженный отдых учитель-ветеран «красной» школы не теряла связи с коллективом и преподавательской деятельностью: бывало, охотно подменяла заболевших учителей. К сожалению, тяжелая и продолжительная болезнь не дала ей возможности дожить до знаменательного для всех нас дня – столетнего юбилея своего учебного заведения. 19 июля 2013 года Людмила Ивановна умерла. Проститься с ней собрались и бывшие её коллеги по работе, и бывшие её ученики со своими родителями. В адрес ушедшей от нас учительницы звучали слова благодарности за многолетний, самоотверженный труд, за педагогический талант, который помог многим молодым бронничанам найти свое место в жизни. 

Завершая рассказ о педагоге Л.И.Капрановой, хочется вспомнить строки стихотворения одной из выпускниц (1960-1961 гг.), заслуженного врача РФ Б.Е.Арон, посвященного преподавателям «красной» школы: «Учителей родные лица, увы, уж многих ныне нет. Им остается поклониться за память тех далеких лет. За труд нелегкий и терпенье, за знанья, вложенные в нас, за искренность благословенья, звучавшего в прощальный час».

Наталья СОЛНЦЕВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий