"От села Бронниче – к городу Бронницы": как менялось название?
0
1829
В мире огромное количество городов, посёлков, деревень, хуторов и т.д. Все они имеют свои устоявшиеся названия. Люди, живущие там, привыкли к ним и зачастую даже не задумываются о том, почему и когда возникло название данной местности. В недавние века учёных заинтересовали вопросы о происхождении названий населенных мест. И в наши дни исследования в этой области продолжаются. Благодаря таким научным работам, человечество получило много важных сведений об этом. Как выяснилось, свою интересную хронологию переименований имеет и название нашего старинного города. Приглашаем вас, уважаемые читатели, совершить путешествие в историю слова «Бронницы».

Первая часть нашего путешествия называется «От села Бронниче – к городу Бронницы». В этой части мы рассмотрим с вами, уважаемые читатели, как и когда слово БронниЧе превратилось – в БронниЦы. Помогут нам ответить на этот вопрос чудом дошедшие до наших дней древние документы, бережно хранящиеся в архивах и напечатанные в различных сборниках и многотомных изданиях.

Как известно, 570 лет назад город Бронницы был селом в составе Коломенского уезда под названием Бронниче. Именно такое написание встретилось впервые в духовной грамоте (так в древности называли завещание) великой княгини Софьи Витовтовны, составленной в 1453 году. Давайте вспомним известное вам место из этого документа: «Из Коломенских, из своих сёл, даю внуку своему князю Юрию свой же прикуп Велино, да Кривцево, да Бронниче…». Точно такое же написание мы встречаем в другом документе, а именно, духовной грамоте великого князя Василия Васильевича, сына Софьи Витовтовны, умершего в 1462 году: «Даю сыну своему, Юрию,…чем его благословила моя мати, великая княгиня Софья, его баба, и в душевной (духовной – прим. автора) ему своей написала,…, а из Коломенских сёл, Велино, Кривцово, Бронниче…»

А через десять лет, в 1472 году, великий князь Юрий Васильевич, сын Василия Васильевича и внук Софьи Витовтовны, написал свою духовную грамоту. Вот нужный нам отрывок из неё: «А в Боровеск к Пречистой в Пафнутьев монастырь даю своё село Бронниче и с деревнями, и с луги, и с пожнями, и с озёры, и что к нему потягло, со всем, как было при моей бабе великой княгине…»

И ещё раз это село, точно в таком же написании, упоминается в Никоновской летописи. Событие, о котором в ней говориться, произошло в 1571 году. В этот год крымский хан Девлет Гирей пришёл на Русь, сжёг дотла Москву, посады, погубил много людей. А потом пришёл в подмосковное село Коломенское. В это время царь Иван Грозный находился с опричниками в Серпухове. Узнав о случившемся, он изменил маршрут и не пошёл в Москву. Этот факт зафиксирован в летописи: «А сам царь и великий князь Иван Васильевич с опричною в те поры шёл из Серпухова в Бронниче село в Коломенском уезде, и из Броннича села мимо Москву, в слободу, а к Москве не пошёл…» Таким образом, дорогие читатели, мы проследили написание названия села Бронниче по сохранившимся древним источникам 15 и 16 веков и пришли к выводу, что из документа в документ название и его написание не менялось: 1453 г., 1462 г., 1472 г., 1571 г. – БронниЧе.

А что произошло со словом «Бронниче» в 17 веке? Чтобы это узнать, нам нужно обратиться к опубликованным и новонайденным документам этого периода и вспомнить историю. В начале 17 века поляки и литовцы пришли на Русь с Лжедмитрием I. И был момент, когда польские и литовские войска завладели дорогами и перекрыли Москве доступ к продовольствию. Москвичи голодали. Чтобы собрать для Москвы продовольствие, в Коломну был послан князь Василий Мосальский с воинами для охраны продовольственного обоза. Об этом нам тоже рассказала летопись 1608 г.: «Князь же Мосальский собрался на Коломне с ратными и со многими людьми, пришёл на Боршеву, не доходя до Бронниц за три версты. Пришёл же из Серпухова Млоцкий, да тот вор Сальков князя Василия побиша…» В данном источнике в написании названия села, как мы видим, произошли изменения: буква «Ч» поменялась на «Ц». Может быть, это случайность или ошибка? Давайте познакомимся с другими документами 17 века, где упоминается данный населённый пункт, и узнаем истину.

9 сентября 1618 года в Москве, в присутствии царя Михаила Фёдоровича, состоялся собор. На нём, кроме государя, присутствовали духовные и светские чины. Собравшиеся решали вопрос: как дать отпор приближавшемуся к Москве королевичу Владиславу, возглавлявшему польские, литовские и немецкие войска. Перебежчики и взятые в плен языки сообщили, что к королевичу Владиславу идёт на помощь гетман Сагайдачный, «с черкасы, со многими людьми, и стал в Коломенском уезде в селе Бронницах». Здесь, как вы заметили, написание названия села одинаковое с предыдущим документом.

Рассмотрим ещё две записи, которые сохранились в документах 1630-х годов. Например, в «Расходной книге денег Конюшенного приказа», времени царствования Михаила Фёдоровича Романова за 1633 год есть следующая запись: «Послано в село Бронницы государево поёмные лошадям на корм тридцать рублей…»

В этой же книге есть другая запись, сделанная в 1634 году. В ней впервые упоминается государева конюшня: «30 июня 7142 года (1634 г.- прим. автора) куплено в москательном ряду у торгового человека у Оксена Обрамова на государеву Бронницкую конюшню государевым лошадям на лекарство фунт масла деревянного, денег 4 алтына дают». А вот ещё один ценный документ, в котором упоминается село Бронницы. По указу государя, Алексея Михайловича Романова, 20 августа 7182 (1674) года был составлен список «Конюшенным всяких чинов людям на Москве и в уездах». В числе стремянных конюхов указан «Пётр Коровин – в селе Бронницах у лошадей». А ещё в списке «стряпчих конюхов у лошадей» числится «Воин Митрофанов в селе Бронницах».

Также, в одном из указов сына Алексея Михайловича, царя Фёдора Алексеевича от 7 декабря 1679 года, написано, что «для досмотру его государевых лошадей» в конюшенные сёла, в том числе и в «Бронницы», посланы «…дьяк Михайло Ерофеев, да с ним подъячий, да три человека стряпчих конюхов, да стадный, да сторож…». Проследив по сохранившимся документам написание названия села, можно сделать вывод, что в 17 веке происходит изменение: буква «Ч» в конце слова меняется на – «Ц», «Е» – на «Ы»: 1608 г., 1618 г., 1633 г., 1634 г., 1674 г., 1679 г. – Бронницы.

Теперь посмотрим, произошли ли изменения в слове Бронниче – Бронницы в 18 веке. Нам опять придётся обратиться к документам. Один из них называется «Общая ведомость конюшенного приказа…». Составлена она была 19 февраля 1728 года. В ней, в частности, записано: «1728 года февраля в 15 день, его императорское величество указал: да из дворцовых волостей, которые были за князем Меншиковым … в Коломенском уезде – село Бронничи…отдать в ведомство конюшенного приказа». И в «Ведомости отданным волостям князю Меншикову, которые были в ведомстве приказа Большого дворца», пишется так же, как и в предыдущем документе – Бронничи. Название села продолжали писать, как в 15 и 16 веках, только окончание «е» поменялось на «и».

Именно в таком виде оно, встречается также в наименовании карт и планов земель. Например, в документах упоминается «Карта церковных земель конюшенного ведомства с.Бронничи». Или сохранился «План о спорной пашне Коломенского уезда дворцовой конюшенной Бронницкой волости села Броннич с присёлками». В последнем документе мы наблюдаем, что в прилагательном «Бронницкий» пишется «ц», а в названии села – «ч» – «Броннич». По мнению очень авторитетного специалиста в области языкознания А.А.Зализняка, это изменение в языке называется смешением. «Оно очевидным образом связано с фонетическим явлением – совпадением фонем «ц» и «ч». Мы в школе изучали это явление в языке как чередование: отец – отче – отечество». Итак, в первой трети 18 века в документах зафиксировано село Бронничи.

Но, начиная с 1730-х годов, наименование села пишется с буквой «ц». Такое написание мы встречаем в документах дворцового ведомства. Например, в «Деле о постройке нового конюшенного двора в с. Бронницы с приложением ведомости стройматериалов 1741 г.»: «В означенном селе Бронницах каменному конюшенному двору с приплодными потребно быть на пятьсот лошадей. …По указу его императорского величества дворцовая конюшенная канцелярия приказали: к архитектору Мичерину (Мичурину) послать указ. Велеть ему в селе Бронницах каменному конюшенному двору, по примеру Даниловского, учинить план». И в других делах по конному заводу мы встречаем такое же написание, в частности, у академика Г.Ф.Миллера в его описании Московской провинции в 1779 году.

Наконец, было узаконено название «Бронницы» в указах Екатерины II: от 5 декабря 1781 года о присвоении статуса уездного города и от 20 декабря 1781 года об утверждении герба нашего города. Опубликованное в документах название менять было нельзя. Таким образом, мы с вами определили, что в 15 и 16 веках село имело название – Бронниче, в 17 веке – Бронницы, а в 18 веке написание названия Бронницы закрепилось в государственных документах – Указах императрицы Екатерины Второй. Иными словами, написание села поменялось в 17 веке. Самое раннее на сегодняшний день написание Бронницы сохранилось в летописи за 1608 год.

Теперь посмотрим, были ли изменения в написании Бронниц новгородских. Это село древнее подмосковного. Впервые упоминается в 1269 году: «В лето 6777…и послаша владыку с вятшими мужи с мольбою и вспятиша (и) с Бронѣници». В данном тексте основа слова оканчивается на «ц». После 1269 года до 1533 года слово «Бронницы» (новгородские) в летописях не встретилось. А в 1533 году в русских летописях сообщается о том, как «боголюбивый епископ Макарий» изволил кушать в двадцати верстах от Великого Новгорода «на Бронничѣ». В данном случае основа слова оканчивается на «Ч». Точно такое же написание изучаемого слова дошло до нас в интереснейшем документе, новгородской летописи номер два. В ней, в частности, рассказывается о том, как 20 октября 1568 года, в понедельник, архиепископ Пимен ездил встречать «царя и государя великого князя Ивана Васильевича да его сына царевича большего Ивана Ивановича на Бронничю…». Оттуда Иван Васильевич с сыном приехал в Великий Новгород и пробыл в нём 8 дней. На обратном пути царь с сыном ночевали «в Броничѣ, на Купине».

Интересно, что в том же 1568 году, 31 августа, владыка Пимен поехал из Великого Новгорода в Москву. По дороге он «ночевал на Броничѣ, и игумены новгородские, все с образами, в те поры на Броничѣ были и владыку проводили. И того же дни на Броничѣ у владыки игумены хлеба ели». Во всех случаях основа слова оканчивается на «Ч». Только переписчик ошибся и написал в названии одну «н».

В дошедшей до нас Таможенной уставной грамоте от 17 марта 1571 года «О взимании всяких пошлин» название села встречается дважды: 1) «…а мясникам на озере и за городом, и на Бронничѣ, …и на Купине… коров не купити»; 2) «…А на Красном стану и на Бронничье, и на Понеделье зиме новгородцам…с московитинами…солью не торговати». Основа слова заканчивается на «Ч».

А начиная с 1572 года в летописях и других документах вместо «Ч» в основе слова пишется «Ц». «В лето 7080» (1572 г.-прим. авт.) к приезду государя была большая подготовка. Со всего Великого Новгорода собирали людей чистить улицы, двор, огород. А некоторые из жителей «ездили из Новагорода с мёдом на Броницю». Также написание с «Ц» в основе слова встретилось в третьей новгородской летописи за 1611 год. Здесь говорится о том, что новгородские дворяне присягнули королевичу, а Василий Бутурлин не стал присягать, а пошёл под Москву. «Василия же Бутурлина весь живот сыскаша, и послаша к нему на Бронницу, он же в то время стоял на Бронницах…».

Ярким примером написания изучаемого названия служит ряд документов 1614 года, опубликованных в Собрании государственных грамот и договоров в 3 томе. Первый из них датируется 25 января 1614 года. Это «Предложения шведского фельдмаршала Эверта Горна к земским чинам». Здесь дважды встречается написание с буквой «ц» – «Бронницы». Сохранилось такое же написание ещё в нескольких документах. В «Отписке Белозёрского воеводы Петра Чихачёва…» от 23 июня 1614 года, в «Грамоте шведского короля Густава Адольфа новгородскому митрополиту Иосифу…» от 28 сентября 1614 года, в «Отписке Кириловского осадного воеводы Нелюба Суколепова… воеводе Петру Чихачёву» от 14 декабря 1614 года – везде в основе слова пишется «Ц» – «Бронницы».

И только в «Ответе новгородских мит­рополита Иосифа, воеводы князя Ивана Одоевского и земских чинов шведскому фельдмаршалу Эверту Горну…», – встретилось изучаемое слово с основой на «Ч»: «как стояли на Бронниче». А уже в более позднем документе снова название села пишется с основой на «Ц»: «А те ядра привезены в Великий Новгород с Бронницы». И, наконец, в третьей новгородской летописи за 1711 год есть запись о свирепствовавшем моровом поветрии, которое, «милостью всесильного Бога» обошло Великий Новгород.

Однако другие поселения, в том числе и Бронницы, пострадали: «…Но в весех, не за много вёрст, на Бронницѣ, и на Хотиловском яму, по Московской дороге и во граде Торжку». Таким образом, название Бронниче видоизменилось, по-научному – трансформировалось. И это не удивительно. Учёные, исследовавшие на протяжении многих десятилетий происхождение географических названий, обращали внимание на изменение слов с течением времени. В частности, С.Н.Басик отмечал: «Географические названия находятся на различных стадиях изменения. Одни из них сохранились в исходном варианте, но большинство… в процессе длительного многовекового употребления видоизменились».

Но вот возникает вопрос, как получилось, что два населённых пункта, находившиеся друг от друга очень далеко, стали называться одинаково? И этому явлению учёные дали объяснение. «Проникая в новые, ещё неизведанные края, обживая их, человек приносил с собой память о Родине, о тех краях, где прошло его детство», – так, по мнению исследователей, появлялись названия-близнецы. Иными словами, люди, заселявшие новые земли, давали им название своей покинутой малой родины. Известно, что из новгородских земель, и не только, в более безопасные и более плодородные земли люди уходили из-за «чрезвычайных ситуаций»: военных действий, эпидемий, мора, неурожая.

В связи с этим, интересно узнать, а какие Бронницы появились раньше, подмосковные или новгородские? По документам, дошедшим до нас, Бронницы, которые находятся близ Новгорода, упоминаются в 1269 году, то есть раньше, чем подмосковные на 184 года. Но из истории мы знаем, что люди заселили более южные районы раньше, чем северные. В Подмосковье климат мягче, теплее, чем в северных, новгородских землях. А может быть, люди, жившие в селе Бронницы в 12-13 вв., под Москвою, вынуждены были по каким-то причинам уйти с насиженных мест на север? Может они принесли название своей малой родины на новгородскую землю? Или наоборот, северяне покинули малую родину, поселились здесь и дали этому месту название? Многое нам смогли бы поведать о времени заселения именно Бронниц подмосковных археологические раскопки.

Но, к сожалению, до нашего города археологи никак не могут дойти. Вопросов много. Возможно где-то за рубежами нашей родины, у какого-нибудь коллекционера, лежат более древние фолианты, чем те, которые сохранились в российских архивах и в которых упоминаются Бронницы? А может, лежат ещё не изученные и не описанные учёными древние рукописи в каком-то укромном уголке и «не подозревают», что они нам нужны? Всё это наводит на размышления. Будем надеяться, что со временем эта тайна будет разгадана.
Ирина СЛИВКА, научный сотрудник Музея истории г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий