МУЗЕЙНАЯ ИСТОРИЯ
133
В нынешнем году мы отмечаем 30-летие со времени создания общественного музея г.Бронницы. Но немногие знают о том, что история музейного дела в наших краях уходит в далекое прошлое...

Первые сведения о музее в Бронницком уезде связаны с Николаем Павловичем Петерсоном (1844-1919 гг.) – публицистом, педагогом, юристом, другом и учеником известного русского философа Н.Ф.Федорова, издателя его сочинений. Сам Петерсон, увлеченный педагогическими идеями Федорова, собирался осуществить некоторые из них в Бронницах, куда он был переведен весной 1865 года.

Именно он при уездном училище на основе местного материала начал организацию музея с различными коллекциями (археологической, исторической, геологической, энтомологической и др.). Его цель – дать возможность учащимся всесторонне изучать историю, природу, культуру родного края, самим участвовать в собирании необходимых сведений.

Петерсон также планировал создание школьного огорода, аквариума и скотного двора, на котором трудились бы сами ребята, собирался организовать метеорологические наблюдения. Надо сказать, что его инициатива была всецело поддержана как образованными жителями Бронниц, так и местной властью – об организации музея было сообщено в «Губернских ведомостях».

В Совет музея вошли губернский предводитель дворянства, председатель земской уездной управы, все учителя уездного училища, а также исправник с помощником, который был членом губернского статистического комитета, коллекционером древностей и собирался пожертвовать свои коллекции создаваемому музею. К сожалению, довести свой замысел до конца Н.П.Петерсон не смог – 28 апреля 1866 г. его арестовали. Что стало с первым фондом? Были ли переданы в другой музей коллекции и предметы искусства? Пока это остается для нас тайной...

Очередное решение о создании в Бронницах музея было принято после Октябрьской революции 1917 года. Из сообщения в газете “Известия” Бронницкого Совета рабочих и крестьянских депутатов №15 от 16 апреля 1918 г.: «Открыт Бронницкий музей. Отделы: естественно-исторический и художественно-исторический». Многочисленные опустевшие дворянские усадьбы Талызиных (имение Денежниково), Фонвизиных (имение Марьино), Воронцовых-Дашковых (имение Быково), Прозоровских–Голицыных (имение Раменское) и стали источником формирования музейных фондов. Директором музея был С.Н.Ушаков – человек, преданный своей работе, относящийся с пониманием к своей миссии – сохранить историю для будущего.

В музее были собраны картины старых мастеров в золоченых рамах, западно-европейская графика, скульптура из мрамора и бронзы, севрский и китайский фарфор, греческие вазы и хрусталь, старинная мебель с инкрустацией из перламутра и бронзы. Весь этот фонд был бесценен, это была настоящая история многих поколений известных и заслуженных людей России.

Создание музея в такое трудное для города время – это еще одна загадка. Что хотели сохранить и для чего? Память о тех, кто долгие годы поднимал Бронницкий уезд, или дорогие и красивые вещи как упрек «буржуйскому» образу жизни? Но так или иначе, это была большая удача, возможность сохранить для потомков пласт истории и культуры прошлых веков.

Под музей отдали один из бывших купеческих домов. Все предметы в основную экспозицию не вошли, и их сложили в сараях. В 1920 году, для того чтобы уберечь ценности, музей перевели в бывшие казармы в Конюшенной слободке (за центральным стадионом на ул.Московской. Здание не сохранилось.) Три года в здании шел ремонт, но ни освещения, ни отопления так и не было сделано. Все же музей открыли. Благодаря сохранившимся документам можно представить, каким он был. Сохранились отчеты, составленные директором С.Н.Ушаковым, где перечислены залы и экспозиции того музея.

Вот что там находилось: коллекция старинного фарфора; коллекция итальянского искусства XVI–XVII вв.; коллекция картин западно-европейского искусства XVI–XVII вв. – Франция, Фландрия, Испания, Голландия; собрание современной живописи 1900–1909 гг.; комната этюдов; портреты Талызиных XVIII–XIX вв.; старая гравюра; отделы гигиены и туберкулеза, анатомии, физиологии, микробиологии и заразных болезней, естественной зоологии.

В 1925 году директору перестали платить зарплату, но он продолжал работать. Через год музей получил штат из двух человек – теперь там были директор и сторож. В конце 20-х годов бронницкий музей перевели в бывшее село Раменское, получившее к тому времени статус города и районного центра. Экспонаты по сей день хранятся в музее города Раменское. А часть фондов, в том числе мебель из Марьинской усадьбы, можно увидеть в музее Пушкина на Арбате.

С той поры прошло много лет. За минувшие годы музеи открывались в бронницких школах, огромную работу вели краеведы-энтузиасты, школьники с интересом занимались изучением истории родного бронницкого края. И.Л.Чернай – один из тех людей, которые стояли у истоков организации в нашем городе музея. В октябре 1986 года была образована инициативная группа по его созданию. 26 января 1987 года на первом заседании был избран Совет музея. 4 февраля 1988 года Бронницкий горсовет утвердил решение №59/3 «О создании музея истории города Бронницы на общественных началах». Совет музея занимался поиском экспонатов, широкой пропагандой музея среди населения.

21 августа 1998 года было издано постановление главы города А.А.Сыроежкина «Об упорядочении работы общественного музея». 20 июля 2001 года городской глава издал постановление №466 «О создании муниципального учреждения культуры «Музей истории города Бронницы».
Сначала общественный, а с 2001 года – муниципальный, музей проходит все этапы своего развития и становится неотъемлемой частью общественной жизни. Еще в период создания общественного музея для его размещения предполагали занять дом А.А.Пушкина, но, к сожалению, здание было снесено (теперь на его месте – бизнес-центр «Яръ» на Советской). Музей же расположился в небольших помещениях старинного здания лавки купца Зимина, в котором находилось когда-то Бронницкое уездное земство.

Впервые за долгие годы, весной 2011 года, в здании музея был начат ремонт. Планировалось, что постепенно музею будет передано все историческое здание. Надеюсь, тогда появится возможность открыть новые экспозиции, дать возможность бронничанам узнать много интересного о своей малой родине. К слову, предстоит большая работа по созданию археологической экспозиции, переданной в музей И.Л.Чернаем; коллекции и предметы, хранящиеся сейчас в музее, требуют глубокого и длительного изучения, перед тем как появятся в экспозиции.

В феврале 2011 года Музей истории города Бронницы впервые участвовал в конкурсе современных музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», поддерживаемый Благотворительным фондом В.Потанина. Тогда проект не вошел в число грантополучателей, но был положительно отмечен экспертами. Не было повода опускать руки, потому что уступили мы тогда знаменитому Московскому Политехническому музею.

В 2012 году музей повторно участвовал в следующем IX грантовом конкурсе с учетом вносимых временем изменений. Проект был оценен очень высоко, вошел в шорт-лист финалистов. Более 450 музеев со всей России представили свои заявки на конкурс, но в финал вышли только 12, среди них был и Музей истории г.Бронницы.

Кроме этого, в 2011 году был подготовлен необходимый пакет документов для вступления в Союз музеев России. Я считаю, что только совместная работа с музейным сообществом, поддержка, новые знания и опыт могут дать заметный положительный результат в развитии музея. Президентом Союза музеев России является Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. А членами Союза музеев России являются более 400 музеев из 75 субъектов Российской Федерации. Свою миссию Союз музеев России определил как объединение усилий его членов по формированию, сохранению, изучению и представлению Музейного фонда Российской Федерации, отстаивание интересов музеев России перед органами государственной власти и общественными институтами.

Весной 2012 года музей истории города Бронницы был принят в Союз музеев России. А в мае того же года впервые мы принимали участие в международном фестивале «Интермузей-2012» с демонстрацией проекта новой экспозиции «История российского земства: Бронницкий уезд».
Одним из важных событий для меня стала установка на фасаде музейного здания мемориальной доски председателю земского собрания Бронницкого уезда Н.И.Ильину (скульп-тор – заслуженный художник России С.Прибора). Дело это непрос-тое – больше двух лет прошло, прежде чем доска все же была установлена и торжественно открыта...

История моего города всегда была мне интересна. Я и сейчас веду работу по поиску интересных фактов из истории города Бронницы. Много найдено в музеях и архивах Вятки, Пензы, С-Петербурга, Москвы и Московской области – благодаря помощи музейщиков других городов, журналистов и краеведов, с которыми мы постоянно находимся в переписке.

Знаю, что в нашем городе есть люди, способные понимать, изучать и хранить историю, видеть не только прошлое, но и реалии современной жизни. От тех, кто хранит историю Бронниц, зависит, какими увидят нас будущие поколения бронничан!
Наталья ПАВЛЮКОВА
Назад