КЕРАМИКА ИЗ ЛИХОСЛАВЛЯ
399
Как известно, лето – пора путешествий. Вот и я решил совершить небольшую экскурсию, которую наметил ещё в прошлом году. Дело в том, что в знаменитом Торжке, в который я время от времени приезжаю, до сих пор сохранился, так называемый, базарный день. Это когда на торговую площадь съезжаются продавцы самых разных мастей...

В наших Бронницах давно такого нет. А ведь было время, когда бронницкий базар гремел на всю округу. Пик популярности пришёлся на середину семидесятых годов прошлого века. Иногда на базаре народу было столько, что по торговым рядам передвигались гуськом – друг за другом.

Разумеется современный торжокский базарный день сильно отличается от бронницкого прошловекового. Но, тем не менее, мне всегда было интересно бродить по его торговым рядам. Однажды я увидел мужчину преклонного возраста, который продавал самодельные ручки к косам. Помнится, такие ручки делал мой дед. Технологию их изготовления я знаю, но, как в любом деле, здесь есть свои тонкости, не зная которых, хорошую ручку не сделаешь. Сейчас ручными косами мало кто пользуется, но вот серп – вещь незаменимая. Только о нём в другом моем рассказе.

Так вот, прогуливаясь по торжокскому базару, уж не помню в каком году, я обратил внимание на одно здание, на котором красовалась вывеска «Дом гончара».Мне захотелось посмотреть, а что же там может быть интересного для меня. Однако на тот момент на калитке висел замок, и мне пришлось отложить свой визит до лучших времён.

Такой удачный случай предоставился прошлой осенью. В очередной мой приезд в Торжок я с семьёй посетил «Дом гончара». Надо сказать, что Торжок, как и Бронницы, – это небольшой уездный город с древней историей. Здесь есть что посмотреть и где побывать.

Так что же мы увидели в доме? Дом этот представляет собой отремонтированную избу, коих много в городе, приспособленную под выставочный комплекс. Здесь представлены изделия, выпускаемые лихославльским ЗАО «Художественные промыслы». Помимо обычного посещения здесь часто проводятся организованные экскурсии и мастер-классы. В Торжке также имеется отдельный цех по изготовлению керамики, а основное производство находится в Лихославле.

Лихославль чуть меньше Торжка и Бронниц. Если посмотреть на карту, то можно заметить, что город практически пополам разделяет железная дорога. А от автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург до Лихославля двадцать километров. Получилось так, что я с дочерью приехал в Лихославль в конце рабочего дня. Но нас ждали. Наши гиды – Алексей и Анастасия любезно показали нам предприятие.

Миновав очень уютный и с любовью обустроенный дворик, мы перво-наперво прошли в музейную комнату завода. От обилия представленных керамических изделий глаза разбежались. Захотелось всё вокруг посмотреть и потрогать. Здесь были большие садовые горшки и скульптуры из шамота в треть человеческого роста и совсем маленькие скульптурки и изделия.

На стенах музейной комнаты висели искусно сделанные панно. Их тематика разная – на любой вкус. Подивили меня «плетёные сухарницы». Вначале мне показалось, что сделаны они из лозы и оказались здесь по ошибке. Нет, всё правильно, керамика! После осмотра предприятия мы идём в производственный цех. Здесь происходит первичная обработка привезённой из местного карьера глины в, так называемые, валюшки. Из этих валюшек затем делают цветочные горшки и другую керамику.

Главным инструментом цеха является печь. В ней происходит первичный обжиг подсушенных горшков. Они устанавливаются на шамотную подставку и с определённым интервалом подаются в печь. По мере продвижения печного конвейера изделия обжигаются и приобретают свою твёрдость и звонкость. По звуку можно определить целостность горшка. Если горшок звенит, значит он целый. А если звук глухой, то горшок треснутый. Во дворике предприятия работники завода соорудили своеобразную звонницу, где эту особенность можно проверить на практике.

Далее наша маленькая экскурсионная группа переходит в творческие мастерские, где происходит декорирование керамики и ручное производство других изделий. В одной мастерской керамику расписывают и глазуруют. В другой – работает гончар за гончарным кругом. В этой же мастерской делают «набивную» керамику. Глину как бы набивают в гипсовую форму. Когда глина немного подсохнет, то форма легко отдаёт заготовку. Её потом досушивают, обжигают и декорируют.

Можно только догадываться, как предприятию удаётся выживать в наше непростое время, сохраняя традиции древнего керамического искусства. Руководство предприятия не только сохраняет, но ищет и находит новые пути развития.

Проводится большая экскурсионная программа. На завод можно приехать как частным порядком, так и организованной группой. По предварительной договорённости на группу можно заказать обед. Вас накормят вкусной домашней пищей, а блюда подадут в посуде собственного производства, ведь от Москвы путь неблизкий – почти 230 километров. Пока доедешь, проголодаешься.

А после посещения завода и вкусного обеда можно и до Торжка доехать. Там можно посмотреть на искусство златошвейных мастериц, побывать в Музее А.С.Пушкина, полюбоваться на древние храмовые комплексы… От Торжка и до Осташкого, и озера Селигер недалеко. Рядом исток великой русской реки Волги. Верхневолжские озёра – ещё одна достопримечательность Тверского края. Впрочем, чего это я разошёлся? Это уже будет не однодневная поездка, а целое туристическое путешествие. Но на то и лето, чтобы путешествовать.

Но вернёмся мыслью на завод в Лихославль. Осматривая обеденный зал, я обратил внимание на освещение. Плафоны ламп были керамические! Под плафоны были приспособлены керамические горшки, изготовляемые предприятием для выращивания определённых сортов орхидей. Полагаю, что в таких горшках удобно будет хранить чеснок и другие луковичные культуры.

Передвигаясь по уютному дворику завода, музейной комнате, производственному цеху и творческим мастерским, я не переставал щёлкать затвором фотоаппарата. Сделал боле пятидесяти снимков и три коротеньких видео. Правда в газете все фотографии не напечатаешь и видео не покажешь. Ну так что же? Пусть интернет нам будет в помощь. Фотографии и видео можно посмотреть у меня на странице ВКонтакте https://vk.com/kuzanser

Разумеется, любое описание словами и даже фото и видео не передадут всего того, что человек видит своими глазами и ощущает всеми органами чувств. Этот материал всего лишь приглашение к путешествию и познанию чего-то нового. Мы покидали завод и наших гидов Алексея и Анастасию с тёплыми чувствами и полной уверенностью, что ещё вернёмся сюда.

8 сентября 2020 года заводу ЗАО «Художественные промыслы» исполнится 80 лет. В своём роде предприятие уникальное. Производств, подобных лихославльскому, в стране осталось немного – единицы. В перестроечные годы многие заводы были разорены и закрыты. Да и сегодня обстоятельства не поменялись в лучшую сторону. Я искренне надеюсь, что предприятию удастся ещё отпраздновать свой столетний юбилей и дальше радовать нас своими керамическими изделиями. Ведь глина была, есть и будет. А если будет глина, значит будет и керамика!

Андрей КУЗНЕЦОВ

Назад