ДНЕВНАЯ МАМА ИЗ “РАДУГИ”
0
1062
День учителя – это праздник для всех работников образования. В том числе и дошкольного. Тем более, что их роль в духовно­нравственном воспитании подрастающего поколения на самом раннем этапе с каждым годом возрастает. Детсадовские воспитатели и педагоги стоят в начале многоступенчатого образовательного процесса, дают доверчивым малышам первоначальные знания об окружающем мире, навыки поведения в нем. Людей, для которых этот нелегкий труд стал призванием, немало и в нашем городе. Воспитателя МДОУ №3 “Радуга”, ветерана дошкольной отрасли Ольгу ГОРБУНОВУ знают бронничане самых разных возрастов. Те, кого она помнит малышами, сегодня сами приводят к ней свое потомство. Нынешний День учителя совпал с личной этапной датой: исполнилось ровно четверть века с того дня, как Ольга Васильевна впервые пришла в дошкольный педколлектив и навсегда связала свою судьбу с трудной и беспокойной профессией.
Каждый человек идет к призванию своим путем. Не сразу стала работать в детском саде и моя собеседница. Уроженка Липецкой области и выпускница Воронежского индустриально­педагогического техникума перебралась в Бронницы еще в советский период – после замужества. Детсадовский выбор молодого мастера производственного обучения, уже имевшего некоторый опыт работы в системе профтехобразования, был хоть и непрофильным, но зато совсем неслучайным. Детей она очень любила и всегда умела находить с ними общий язык. К тому же Ольга Васильевна сама тогда уже стала молодой мамой. Приход на работу в дошкольное учреждание помог решить семейную проблему, остро стоящую перед всеми родителями и в те годы, – устроить в детсад собственных сыновей.
Сейчас, спустя 25 лет она часто вспоминает свои первые дни в качестве простой нянечки городского деткомбината, а уже позже – заботливой и неутомимой “дневной мамы” для нескольких десятков таких разных, подчас совершенно непохожих друг на друга малышей… Все происходило как в известном стихотворении о детсадовской воспитательнице и ее маленьких подопечных: “Глазенки настежь, чуть робея, как в сказку входят налегке. Их нужно встретить, словно фея, с волшебной палочкой в руке… Малыш поделится с ней счастьем, что прилетело вдруг само, обидой, облачком в ненастье, через минуту вновь светло… И радость здесь живет соседством, и доброта стремится в дом… Все это называют детством – как важен миг, прожитый в нем!”
– Свой трудовой стаж в Бронницах я начинала осенью 1986-­го помощником воспитателя, – вспоминает моя собеседница. – После того, как я, молодая нянечка, потрудилась три первых месяца, тогдашняя завдеткомбинатом №20 Евгения Александровна Кацыло попросила меня поработать на должности завхоза. И два последующих года мне пришлось осваивать новые обязанности. Я бок о бок трудилась со своей наставницей, которая помогала мне во всем. В это же время без отрыва от работы поступила в Коломенский пединститут на факультет дошкольного воспитания. И через 4 года, имея растущих сыновей и массу семейных хлопот, заочно получила вузовское образование. За что до сих пор благодарна своим коллегам, близким (и в первую очередь мужу), всем, кто помог не бросить учебу, стать дипломированным специалистом…
Ольга Васильевна с гордостью рассказывает о том, какие у нее были замечательные учителя в профильном вузе и в дошкольном учреждении, научившие ее многим премудростям воспитательного процесса в детсаду. Она считает, что ей по­настоящему повезло в том, что рядом с ней в те годы оказались очень отзывчивые, интеллигентные люди, отдававшие любимой профессии и наставничеству все свои силы и знания…
После окончания вуза О.Горбунова снова вернулась к любимому занятию и в этом же детском саду перешла на работу воспитателем… В постсоветский период в нашем обществе многое изменилось, канули в Лету прежние приоритеты и ценности, появились новые… Иным стало и дошкольное образование. Но самое важное в этом деле – чуткое и заботливое отношение к малышам, способность воспитателя увидеть и понять внутренний мир маленького человека, найти свой подход к каждому из своих воспитанников – осталось неизменным до сих пор.
В 1994-­м хорошо проявившую себя в практической деятельности Ольгу Васильевну назначили заместителем заведующего детским садом по воспитательной работе. Она стала отвечать за постановку всего учебного процесса в дошкольном учреждении. И надо сказать, со всеми своими обязанностями справлялась вполне успешно и целых 10 лет добросовестно проработала уже с другим известным в Бронницах руководителем МДОУ – Ольгой Сергеевной Ершовой. Она бы и по сей день не оставила эту хлопотную, требующую немало усилий и времени должность, но семейные обстоятельства заставили главного детсадовского методиста перейти на другую сменную работу в этом же детсаду. Вот уже пять лет моя собеседница ведет специализированную логопедическую группу и занимается с детишками, имеющими дефекты речи.
– Сейчас в моей группе 16 таких малышей, – рассказывает Ольга Васильевна. – В основном мальчишки, но есть и девочки. Это, конечно, больше нормативной численности, но мы всегда идем навстречу пожеланиям родителей. Хотя вести обучение такой группы совсем непросто. Есть дети – шумные и озорные непоседы, есть, наоборот, малоподвижные и замкнутые. Многих приводят к нам практически не говорящими – со сложными диагнозами. Нам, воспитателям, приходится начинать с нуля, заниматься фонетикой, лексикой, грамматикой с самых­самых азов. Это требует большого терпения и настойчивости… Но, когда дело по душе, стараешься и стремишься добиться позитивных результатов. К тому же мне очень повезло: у меня замечательная сменщица­напарница – Татьяна Владимировна Копылова. В прошлом году она тоже отметила свою этапную дату – 30­летие работы в детском саду. И таких опытных, знающих свое дело работников в нашем коллективе немало. А когда рядом с тобой добросовестные, ответственные люди, то по силам любые задачи…
А еще моя собеседница – искренне верующий человек, она уже не первый год занимается с детьми в воскресной школе, организованной Бронницким благочинием при Архангельском храме. Для нее вера значит многое. За это прадеда, протоиерея Иоанна Померанцева репрессировали в 1937­м. У его семьи с девятью осиротевшими детьми была очень трудная судьба. Сестра ее бабушки и крестная, заслуженный учитель РСФСР, тоже была верующим человеком, но при этом получила сталинскую премию и медаль за многолетний и самотверженный труд…
Все юные ученики Горбуновой приходят в воскресную школу только по желанию. И Ольге Васильевне такое общение с детьми, родители которых сами пришли к православной вере и искренне хотят приобщить к ней свое потомство, приносит большую радость и удовлетворение. Ведь далеко не каждый взрослый человек может доходчиво и убедительно объяснить ребенку даже самые простые житейские и, тем более, духовные истины. Моей собеседнице, по отзывам знающих ее бронничан, это удается. Потому многие родители без сомнений доверяют ей своих детей и как воспитателю­педагогу дошкольного образования, и как руководителю городской воскресной школы.
Судя по грамотной, содержательной речи, умению на равных общаться с людьми самых разных возрастов, знакомству с библейской литературой, произведениями известных историков и богословов, Ольга Васильевна – человек образованный и убежденный в правильности своей жизненной позиции. Вера и опыт, профессиональные знания, увлеченностью и умение находить свои подходы к любому ребенку всегда помогают ей добиваться поставленных целей в работе с самыми разными детьми.
Когда слушаешь воспитателя Горбунову и размышляешь о роли дошкольного педагога в нашем пока еще далеком от совершенства обществе, снова приходят на ум знакомые стихотворные строки: “Как трудно быть “дневною мамой” для двух десятков малышей. Она и няня, и учитель, и это так подходит к ней… Где взять терпенья и заботы, чтоб всем помочь и всех понять… Как нелегка ее работа – детишкам маму заменять… И в хороводе детских глаз, их чистых мыслей и желаний, сама очистится не раз, придя как в храм, на покаяние!”
Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий