ДИРЕКТОР «КРАСНОЙ» ШКОЛЫ
0
1632
Три четверти века – солидный рубеж для каждого человека. Далеко не все в столь почтенном возрасте могут плодотворно трудиться и заниматься общественными делами. Нина Сергеевна МОТОРИНА, отметившая недавно свое 75­летие, продолжает приносить пользу учебному заведению, которому отдала основную часть своей жизни. Она активно участвует в организации музейной работы в теперешней городской гимназии. Авторитетный директор «красной» школы (с 1984 по 2007 гг.), учитель с 45­летним стажем – не просто педагог­ветеран, а знаковая фигура среди бронницких просвещенцев. В трудовом активе заслуженного работника образования Московской области – не одна тысяча подготовленных к взрослой жизни учеников, не одно десятилетие нелегкой руководящей работы. С этой замечательной женщиной лично знакомы, как минимум, добрая половина коренных бронничан. Весомые заслуги Нины Сергеевны отмечены государственными и общественными наградами. В юбилейный для неё год редакция попросила почетного гражданина г.Бронницы Н.С.Моторину, её коллег и известных горожан поделиться воспоминаниями, откровенно рассказать о пережитом, по­своему оценить сделанное и пройденный путь.

- Я появилась на свет в августе 1940 г. в д.Морозово Раменского района, – рассказывает Нина Сергеевна. – Мои родители Сергей Иванович и Мария Павловна были многодетными супругами: у них родилось 12 детей, но половина умерли малышами. Вместе со мной выжило только шестеро. Отец какое­то время работал в милиции, после – столяром. Мать трудилась в колхозе. Я была самой младшей из выживших детей и тяжелые для всех военные годы помню лишь по рассказам старших. На фронт попали только отец и старший брат Александр. Папу через два года войны комиссовали из­за тяжелой болезни, а в 1946 г. он умер. Судьба брата еще более трагична: он, рядовой погранотряда, попал в плен на 4­й день после германского нападения и был замучен в одном из нацистских шталагов, близ польского г.Жагань. А после войны, когда мне шел восьмой год, трагически погибла мать. Так что росла и училась без родителей: какое­то время находилась в детском доме, а после – под опекой уже взрослых сестер и брата. В 1952 г. окончила Морозовскую начальную школу, а в 1958 г. – среднюю школу в Орехово­Зуево. С детства хотела выучиться на врача, в старших классах увлекалась естественными науками. А закончив десятилетку, поступила в один из столичных медицинских вузов...
Но врачом самостоятельная с юных лет морозовская девушка не стала: уже на 1-­м курсе неожиданно для своих подруг и знакомых перевелась в Орехово­Зуевский педагогический институт. Причина оказалась по­своему банальной: далеко не все будущие «медички» без приступов тошноты выдерживают такие «темные» стороны этой профессии, как морг и патологоанатом. Зато преподаватели медвузов неумолимы: лечащий врач обязан хорошо знать объект своей работы не только «снаружи», но и «изнутри». Некоторые из таких брезгливых студентов­медиков приспосабливаются – становятся санитарными врачами. А 18-­летняя Нина Моторина не захотела. Уже тогда проявился твердый характер и жизненные принципы: не получается стать полноценным специалистом­медиком, значит буду искать себя в другом деле. Тогда ей и пришла мысль об учительстве. Поначалу подумывала о том, чтобы преподавать математику (предмет знала неплохо), но влечение к «живым» наукам оказалось сильнее… К тому же, в этом случае при переводе в педвуз потребовалось досдавать гораздо меньше предметов. Впрочем, выбрав стезю школьного преподавателя, она явно не ошиблась…
Студенческие годы стали важным этапом в жизни будущего педагога и директора. Училась она охотно, с увлечением. Особенно любила Нина практические и лабораторные занятия: микроскопы, колбы, пробирки, опыты с различными веществами, приготовление химических растворов, познавательные экскурсии на природу, поездки в окрестные хозяйства... Уже в те годы она выделялась из числа других сокурсниц своей общественной активностью и лидерскими качествами. Занималась всегда добросовестно, без «неудов» и задолженностей по предметам.
С юных лет умела находить общий язык с любым, даже самым конфликтным из своих сверстников. На курсе участвовала во всех студенческих начинаниях и в комсомольских делах, а в чем­то сама была инициатором. Словом, пединститут в 1963 г. окончила успешно и получила полноценный диплом с квалификацией учителя химии, биологии и сельского хозяйства. И в том же памятном году начался самый долгий и плодотворный этап её трудовой биографии – бронницкий. Выпускницу направили на преподавательскую работу в тогдашнюю городскую школу № 11.
В те годы Нина Сергеевна, конечно, не могла знать, что непредсказуемая судьба, несмотря на обычные смены мест и должностей с молодых лет свяжет её с «красной» школой. Именно здесь она более полувека назад начинала свой учительский путь. И хоть были потом другие учебные заведения и педколлективы, но старые стены «красной» стали для Моториной самыми родными и близкими... К слову, в 60­е годы там трудились замечательные педагоги­наставники, которые помогли молодому учителю стать полноценным членом школьного коллектива. С первых дней преподавания она вступила в Московскую областную организацию Всесоюзного общества «Знание». Вместе с учащимися­активистами готовила доклады на различные злободневные темы. Её подопечные часто выступали с ними перед другими учащимися, их родителями, а также на предприятиях города и округи. Кроме того, Моторина и её воспитанники вплоть до середины 80-­х активно участвовали в организации ученических слетов, туристических походов, в военно­патриотическом воспитании подрастающего поколения. Причем, у молодой учительницы, наряду с знанием своих предметов, проявились и организаторские способности, хозяйственная хватка, которые в дальнейшем помогали ей во всех делах и начинаниях.
- Теперь, спустя полвека, могу сказать: встреча с Ниной Сергеевной стала для меня самой большой жизненной удачей, – считает педагог с 34-­летним стажем, заслуженный работник образования МО, в 1987-­2007 гг. – директор Рыболовской средней школы, а ныне – заместитель председателя Совета депутатов с.п.Рыболовское Н.К.Романенкова. – А в 1963 г., когда в наш 5-й класс пришла молодая учительница, я даже не могла предположить, какую роль ей суждено сыграть в моей судьбе. Через год мы все были влюблены в нашего нового классного руководителя. Нина Сергеевна о самых серьезных вещах умела рассказывать просто и увлекательно. Юмор и доброжелательная шутка были ее излюбленными педагогическими приемами – срабатывали они, кстати, всегда безотказно. Но самое главное – она сумела привить нам с детства и на всю жизнь не только свою увлеченность, стремление к познанию, но и любовь к Родине, уважение к людям и оптимистическое восприятие жизни.
После окончания пединститута (а в выборе профессии решающую роль сыграл для меня пример моих учителей) Нина Сергеевна пригласила меня словесником в школу №18 пос. РАОС, где тогда работала директором. Мы стали коллегами. И все повторилось вновь. Только теперь местом приложения энергии и талантов Н.С.Моториной стала небольшая сельская школа. Она сумела создать дружный творческий коллектив единомышленников, разделявшего главное кредо своего директора – учиться и учить нужно с радостью. Мы, молодые учителя, жили своей школой, экспериментировали, дружили... Семь лет в РАОСе стали для меня моим главным педагогическим мастер­классом...
Именно с РАОСа в 1977 г. начался многолетний стаж руководящей работы Нины Сергеевны К тому времени авторитетной 37-­летней учительнице, успевшей плодотворно потрудиться в двух бронницких школах, отлично зарекомендовавшей себя, доверили директорство в школе № 18 маленького подмосковного поселка. Отмечу, что опыт практического руководства у преподавателя химии и биологии к тому времени уже имелся. Она шесть лет подряд успешно работала в должности начальника лагеря труда и отдыха в деревнях Никитское и Заворово. Но всё равно хозяйственные дела и руководство педколлективом потребовали от неё не только глубоких знаний, но и максимума энергии и организаторских способностей. Тем более, что старое школьное здание в поселке требовало капитального ремонта. Это стало главным наказом для Моториной, как депутата Чулковского поселкового Совета. И уместно добавить, что за свой 4-­летний срок деятельности в качестве народного избранника она не только успела должным образом отремонтировать школу, но и выполнить немало других наказов жителей. И, что очень важно, поднять в сельской школе образовательный процесс на новый, более высокий уровень. Закономерно и то, что в ноябре 1984 г. Нина Сергеевна вернулась в знакомую её «красную» школу директором.
Не секрет, что в то время старейшее в городе образовательное учреждение, наряду с сильным педколлективом и многолетними традициями, имело довольно изношенное хозяйство. Связанные с ним проблемы больше всего стали беспокоить нового директора. Она понимала, что здание «красной», построенное в начале прошлого века, давно отслужило свой срок. И ремонтировать его все равно, что латать «тришкин кафтан»: где­то заделаешь, через месяц «прореха» в другом месте. Кстати, из­за ветхости в классах даже, бывало, прямо во время занятий, обваливалась штукатурка... Городские власти понимали ситуацию и в дальнейшем начали строить новое здание. Но это началось позже. А в 80­-90-­е, учебу надо было организовывать на том, что было. И без сбоев. Не каждый смог бы руководить школьным коллективом в столь экстремальных условиях. И не просто руководить, а учитывать и расписывать все до мелочей, находить оптимальные решения в организации занятий. К тому же Моторина, даже при немалой директорской нагрузке, вела свои уроки. А преподавала она всегда с душой и умением. Даже сложные темы у нее усваивали самые слабые ученики. Хотя главные «моторинские» плюсы, как мне рассказывали её коллеги, не в этом... Иные из учеников, спустя десятилетия, наверное, уже подзабыли, когда на земле появились первые организмы, как именно построены белки и нуклеиновые кислоты. Но все помнят, что благодаря Нине Сергеевне они научились до всего доходить сами, не просто запоминать услышанное, а рассуждать, думать, сомневаться...
- Впервые я увидела Нину Сергеевну в 1970 г., когда она пришла в наш десятый класс тогдашней школы №9, чтобы вести биологию, – вспоминает педагог с 39-летним стажем, преподаватель русского языка и литературы высшей категории гимназии г.Бронницы О.В.Ксенофонтова. – Её интересные, необычные уроки мы всегда ждали с нетерпением. Она с первых минут умела привлечь внимание класса и наладить с каждым из нас какой­то особый личностный контакт. На её занятиях было стыдно списывать, плохо отвечать и, тем более, нарушать дисциплину... Особенно сблизили нас, старшеклассников, с молодой учительницей тогдашние районные туристические слеты. Нина Сергеевна часто сопровождала команду нашей школы. Она умела найти нужные слова, настроить нас на лидерство в любом состязании, была способна подбодрить в трудную минуту... В 1987 г. судьба снова привела меня в «красную» школу, но уже как учителя­словесника. Я хотела работать именно здесь, где в юные годы сама сидела за партой, где после меня учились мои дети, где в то время директорствовала Нина Сергеевна. К слову, более трети из тогдашнего педколлектива школы были выпускниками и бывшими учениками Моториной. Именно она делала всё для того, чтобы наша «красная» стала вторым домом для учителей и учеников...
Коллеги Нины Сергеевны вспоминают: в годы её директорства престиж учебного заведения был очень высок. Многие родители дошколят уверенно говорили: «Пойдем в «красную» – к Моториной!» Школа того периода это: 29 классов, 670 учеников (хотя доходило до 800), это 65 учителей и работников школы, среди них 24 – её выпускники. Даже при всех тогдашних хозяйственных бедах директор стремилась всячески развивать добрые традиции, внедрять новации. Она смогла создать в старой, проблемной школе новейший по тем временам компьютерный класс. В «красной» велась работа по программе углублённого изучения отдельных предметов (химия, иностранный язык), профильного обучения, а также проводился эксперимент по программе «Здоровье». Здесь всё время её директорства осуществлялась подготовка водителей – выпускники вместе с аттестатами получали права. А еще регулярно и неформально проводились ассамблеи отличников, литературные вечера и гостиные. Причем, очень многое в совершенствовании учебного процесса шло от директора. Нина Сергеевна всегда была полна деловой энергии, упорства, желания жить и работать.
Моторина, по отзывам коллег, никогда не была только лектором в своих классах и только начальником для своих подчиненных. Знания и поступки учеников, проблемы и достижения коллег для нее были всегда первостепенны. Директор «красной» умела слушать и слышать каждого из своих учеников и подчиненных. Будь­то робкий первоклашка или хулиганистый выпускник, опытный педагог или вчерашняя студентка педвуза. Она до сих пор помнит о многих, с кем трудилась и кого учила. На её уроках и в беседах с ней старшеклассники и молодые педагоги­новички впервые поняли, что жизнь – совсем непростая штука. И, чтобы многого достичь, надо многое знать и уметь. Перешедшая от любимого учителя и мудрого наставника вера в себя, свои силы и способности помогла большинству из них найти свой путь, стать полноценными специалистами, уважаемыми, авторитетными людьми. Поэтому до сих пор помнят ее выпускники 70­х, 80­х, 90­х. И, как прежде, в День учителя поздравляют и благодарят за жизненную науку. А, бывает, приходят просто поделиться наболевшим, спросить житейского совета...
Во многом с подачи Моториной в то время укоренилась у выпускников «красной» школы необычная традиция – заполнять анкеты с пожеланиями директору, учителям и школьному коллективу. Покидая школу, они писали откровенные отзывы обо всех и обо всем, советовали, предлагали. Может быть, кому­то ученические оценки, гласная критика «снизу» была не по душе. Зато добросовестным педагогам это всегда шло на пользу. Да и дельных советов в анкетах было немало. Вот предложил когда­то выпускник Павел Горячкин проводить в школе Дни правопорядка. И не просто предложил, а даже расписал, как это нужно делать. Обсудили его предложение на педсовете, что­то домыслили, что­то добавили, и традиция прижилась. Юристы, работники правоохранительных органов стали чаще бывать в школе. А значит и с правовой грамотностью, без которой молодежи не обойтись, в ученическом коллективе стало меньше проблем.Всегда неформально проводились в первой школе и другие мероприятия. Взять хотя бы Дни чести школы или Дни ученического самоуправления. О каждом таком успешном школьном нововведении Моторина по сей день рассказывает с чувством законной гордости. За своих учеников, педагогов, за весь тогдашний коллектив «красной». А добрые дела самого директора с благодарностью вспоминают многие горожане.
- Я познакомилась с Ниной Сергеевной в 1988 г., – говорит эксперт отдела культуры администрации г.Бронницы (в 80­е гг. – директор Бронницкой детской библиотеки, в 2000-­е гг.­ директор музея истории), почетный гражданин города И.А.Сливка. – И в том же году Моторина, с которой мы не один год тесно сотрудничали, помогла нам обзавестись очень нужным библиотеке фильмопроектором. Она приобрела этот прибор, как положено, через учколлектор, а после передала нам на баланс. Для нас это стало событием. Ведь сколько конкурсов, викторин, внеклассных уроков, встреч в клубе «Форум» мы провели в сопровождении интересных цветных диафильмов и слайдов. Тогда ведь и в помине не было нынешней видеотехники и интернета. И этот факт её заботы о нас ,«смежниках», не единичен. Потому я всегда говорю о директоре «красной», как о Человеке с большой буквы. Она не просто преподавала в школе естественные науки и была директором. Моторина по­настоящему любила детей и вовлекала их в процесс активного познания своих предметов. Ученики после её уроков шли к нам в библиотеку за дополнительной литературой и расширяли свой кругозор. К слову, Нина Сергеевна – очень любознательный человек и, как говорится, «легка на подъем»: и сама много путешествовала по области, стране и коллективные поездки на экскурсии в Подмосковье часто практиковала... Я видела Н.С.Моторину в самых разных ситуациях: на уроках, в турпоездках и в домашней обстановке. И она всегда на высоте – открытая, доброжелательная, заинтересованная, мудрая...
Менялись названия учебного заведения и нумерация, но суть оставалась неизменной: «красная» многие годы была главным очагом просвещения Бронниц и сельской округи. Нина Сергеевна до мелочей помнит самые разные события в жизни школы и своей биографии, тепло вспоминает свой самый первый выпуск, прежних коллег...Важное качество любого руководителя – замечать и продвигать одаренных и перспективных. У Нины Сергеевны оно есть. Примеров тому немало. Вот один из них. Когда пришла в тогдашнюю первую школу новенькая учительница – Наталья Быкова, выпускница с красным дипломом, Моторина, которая никогда не принимала скоропалительных решений, сразу назначила начинающего преподавателя классным руководителем.Иные из опытных педагогов сомневались: молодая, приезжая, вряд ли сможет найти общий язык с явно проблемным классом... Но многолетний опыт работы с людьми, чутье старого педагога, как и прежде, не подвели директора. В дальнейшем этот непростой класс стал одним из лучших в школе, а выпускники на традиционной встрече после последнего звонка дали этого молодому педагогу самую высокую оценку.
В общей сложности почти тридцать лет учительствовала и директорствововала в «красной» школе Н.С.Моторина. И хоть это было совсем непростым периодом, коллектив учебного заведения не только выстоял, но и повысил свой статус – стал школой с углубленным изучением отдельных предметов.Самой Нине Сергеевне было присвоено звание «Заслуженный работник образования Московской области». Кроме того, моя собеседница удостоена государственных и общественных наград, среди которых есть медаль «За верность профессии».
А забегая немного вперед, скажем, что за многолетний плодотворный труд, весомый личный вклад в развитие нашего города, за активное участие в обучении и воспитании молодого поколения решением горсовета депутатов за № 562/98 от 22 июля 2014 г. ей было присвоено звание «Почетный гражданин городского округа Бронницы» с занесением в Книгу почетных граждан...В января 2008 г., когда было завершено строительство нового школьного здания, Нину Сергеевну, которая бессменно руководила педколлективом в течение 23­х лет, вдруг взяли и проводили на заслуженный отдых... Но для активной по жизни и еще вполне деятельной женщины тихое пенсионное времяпровождение явно не подходило. Она еще чувствовала в себе силы трудиться дальше, и в том же году была принята на работу в Никулинскую неполную среднюю школу.
Вначале работала соц­педагогом, а с 2009 г. вновь приняла на себя обязанности директора. Возглавляла педколлектив еще почти четыре года – вплоть до ликвидации самого образовательного учреждения. А 2014 г. Моторина вновь вернулась в родные стены (уже гимназии) и по настоящее время так же добросовестно, как и прежде, по сей день работает в качестве помощника организатора музейной работы. К слову, Нина Сергеевна была в составе рабочей группы (из числа самых активных педагогов и учащихся, обобщавших собранные материалы) и подготовила к печати книгу «История красной школы (1914­2014 гг.)», которая вышла в свет к юбилейным торжествам.
Вникая в биографию Моториной, лучше понимаешь и причины личной неустроенности этого незаурядного человека. Конечно, в юные годы у неё, как и у всех девушек, были свои ухажеры... В свое время дошло дело и до замужества: только жених оказался слишком уж категоричным. Потребовал, чтобы невеста бросила всё – школу, своих учеников и навсегда уехала вместе с ним из Бронниц. Но она, всё взвесив, сказала «нет»: слишком уж высокой по её меркам оказалась цена за женское счастье... А в дальнейшем у педагога и директора просто не оставалось времени на домашний быт. Уходила в школу спозаранку, а возвращалась зачастую затемно. Ко всем своим многочисленным обязанностям всегда подходила с большой ответственностью. А это значит ­ выкладывалась максимально. Где уж тут заниматься собой?!
Слушая свою собеседницу, я подумал: пусть не каждому в жизни сопутствует семейная радость и благополучие. Главное – не чувствовать себя одиноким на склоне лет. Нина Сергеевна себя таковой не считает. Её часто навещают родственники, сестры, с ней делятся своими успехами племянники, у которых уже есть свои серьезные достижения... У нее немало благодарных учеников, десятки друзей, сотни знакомых, с которыми она постоянно общается.Одна из хорошо знающих Моторину педагогов сказала мне: «А вы знаете, как искренне и приветливо улыбаются многие горожане при встрече с Ниной Сергеевной, с какой теплотой и вниманием общаются с ней... Так относятся только к добрым, трудолюбивым, честным и светлым людям, которые многим сумели помочь и многое сделали на благо общества...» Трудно что­либо добавить к этим словам.
Воспоминания и отзывы записал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий