"БРОННИЦКИЕ МАНЕВРЫ": КАК ГОТОВИЛИ ДИВЕРСАНТОВ?
0
2315
В год 75-летия с начала Великой Отечественной войны хочется рассказать о малоизвестном событии, которое имеет непосредственное отношение и к самой календарной дате, и к нашему городу. А еще этот исторический факт подтверждает мнение целого ряда российских исследователей о том, что в СССР еще до начала 30-х, задолго до германского нападения стали готовиться к будущей затяжной войне и, в частности, к организации партизанского движения в тылу врага, к формированию десантных диверсионных групп. Именно в русле такой серьезной подготовки летом 1932 г. в лесных массивах недалеко от нашего города были проведены секретные общевойсковые тактические учения, которые известны исследователям под названием «Бронницкие маневры». В них, судя по обнародованной на военных сайтах информации, участвовали дивизия особого назначения ОГПУ, курсанты Высшей пограничной школы, ряда военных академий и училищ Московского военного округа. О важности и высоком статусе учений говорит и тот факт, что там присутствовали не только специалисты-организаторы диверсионной войны, но и авторитетные советские военачальники К.Е.Ворошилов и С.М.Буденный. Причем, первый в то время являлся наркомом по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета СССР.
Сегодня, 84 года спустя, о «Бронницких маневрах» известно лишь немногое. В советской периодической печати при тогдашней плотной атмосфере секретности и жесточайшей цензуре о такого рода военных учениях почти, наверняка, ничего не могло сообщаться. Если же говорить об ведомственных архивных источниках, то вполне возможно и то, что еще далеко не все довоенные документы НКВД полностью рассекречены и пока ждут своего срока обнародования. 
А возможно, даже при наличии каких-то разрешенных к просмотру документов того периода у многих столичных военных историков еще просто не дошли руки до глубокого изучения и объективного осмысления тех давних во многом непоследовательных и противоречивых событий... 
Впрочем, я как автор этих строк очень надеюсь на то, что «Бронницкими маневрами» когда-нибудь серьезно заинтересуются местные краеведы. Ведь это не только интересный и практически не изученный факт довоенной истории нашего города. Это еще и малоизвестные страницы славной летописи поэтапного создания особых мобильных формирований, которые в дальнейшем сыграли огромную роль в деле всенародной партизанской борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
О секретных военных тактических учениях вблизи Бронниц упоминается в основном в мемуарной литературе. А точнее – в опубликованных текстах воспоминаний ряда доживших до позднего послевоенного периода участников тех давних событий. О том, что происходило в 1932 г. в ходе подготовки так называемого партизанского спецрезерва, писал впоследствии легендарный партизанский командир, Герой Советского Союза С.А.Ваупшасов в своей книге «На тревожных перекрестках». Описывая особенности и ход бронницких учений, он, в частности, отмечал, что это была масштабная учебно-тактическая операция с использованием авиации, воздушного десанта, его высадки на самолетах в тыл условного противника и проведением партизанами-десантниками различных диверсий. Ваупшасов как раз и командовал этим сравнительно небольшим отрядом парашютистов, против которого действовали остальные участники маневров. По его воспоминаниям, диверсанты после десантирования должны были провести «налет» на штаб воинской части условного противника. Захватить штаб десантно-партизанскому отряду Ваупшасова, к сожалению, не удалось. Но зато парашютисты отлично показали себя при учебном минировании транспортных коммуникаций. 
На какой именно территории обширного в то время Бронницкого района проводились учения? Сколько курсантов, чекистов и военнослужащих в них участвовало? Что сообщалось о них тогдашнему руководству района? Связано ли было проведение учений с размещением в городе в том же 1932 г. известных нам курсов подготовки комсостава РККА «Выстрел»? Ответы на эти вопросы, пожалуй, еще предстоит искать бронницким историкам-исследователям в рассекреченных военных архивах. 
Впрочем, даже из ныне опубликованной информации можно понять, что «Бронницкие маневры» были одним из целого ряда довоенных мероприятий по подготовке к возможному нападению на СССР и захвату войсками противника части территории страны. Ведь именно с целью организации борьбы в тылу врага готовились партизаны-диверсанты. В том числе из числа еще совсем молодых воздушно-десантных подразделений Красной Армии. 
Судя по мемуарам еще одного, известного в советских военных кругах организатора, теоретика и практика диверсионной деятельности и партизанского движения, участника «Бронницких маневров И.Г.Старинова, подобные учения партизанского спецрезерва были проведены в начале 30-х и в других, в частности, западных военных округах СССР. В ходе выполнения учебной задачи проводилась всесторонняя отработка как диверсионных действий, так и боевых операций крупными отрядами.
Вдумайтесь, разве не удивительно: в 1932 г. Гитлер в Германии только к власти пришёл, и даже ещё не ввёл обязательную для всех немцев воинскую повинность... А в Московском и целом ряде западных военных округов уже вовсю готовились к войне в тылу врага... Причем, не просто к обычной партизанской войне, а к совсем необычным для того времени операциям с использованием подразделений десантников-диверсантов. Также осуществлялась подготовка особых диверсионно-разведывательных групп в пограничных отрядах войск НКВД. В 1932-1933 гг. начало формироваться еще одно спецподразделение ТОС (техника особой секретности), на вооружении которой состояли мины, оснащенные радиоуправляемыми взрывателями «БЕМИ», а впоследствии «Ф-10». Они были созданы в особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) под руководством В.И.Бекаури – выдающегося советского инженера-изобретателя. Старинов вспоминал, что именно Бекаури (расстрелянный по надуманной статье в 1938 г.) тогда впервые познакомил его на учениях с конструкцией радио­управляемой мины.
Совершенствовалась в ходе учений партизанского спецрезерва и сама практика ведения боевых действий в тылу противника. К тому времени, как сообщается в целом ряде военных архивных электронных источников, Генеральный штаб Красной Армии разработал соответствующее положение по оперативно-тактическому использованию авиамотодесантного отряда (АМДО). Это положение содержит следующее важное определение: десантирование – это новый вид боевого применения военной авиации, а авиамотодесантные отряды являются «армейским средством оперативно-тактического назначения». 
Таким образом, если верить опубликованным в Интернет-сети сведениям, то в 1932 г. (через два года после самого первого армейского десантирования под Воронежем) вблизи Бронниц прошли первые большие тактические учения с выброской парашютистов-партизан в лесной массив. Получается, что у Бронниц есть своя десантная история, и, выходит, совсем не случайно в нашем городе установлен памятник легендарному командующему ВДВ, генералу В.Ф.Маргелову. 
«Я включился в подготовку к партизанской войне еще в 1929 г., – писал в своих мемуарах И.Г.Старинов. – Причем, она не прекращалась с времен гражданской войны и была многоплановой. В конце 1920-х и начале 1930-х годов обучение партизан– диверсантов проводилась в специальных школах и учебных пунктах, различных по величине, по структуре и по способам конспирации. Спецшколы, как правило, имели хорошие мастерские, лаборатории, а некоторые имели закрытые тиры и небольшие полигоны, на которых можно было устанавливать и даже подрывать различные мины и заряды до 1 кг. Бывалые партизаны делились своим опытом, показывали эффективность и возможности ведения партизанской войны. 
При этом подготовка велась и по линии ОГПУ, и по линии ГРУ. Первое готовило в основном диверсантов-подпольщиков, сильно законспирированных. По линии Народного комиссариата обороны готовили командиров, которые, попав с подразделением в тыл противника, могли перейти к сопротивлению. С этой целью в Западной Украине и Молдавии создавались скрытые партизанские базы с большими запасами минно-подрывных средств. Склады на побережье Дуная создавались даже в подводных резервуарах в непортящейся упаковке. Эта многоплановая работа отличалась высокой организованностью, содержательностью и предусмотрительностью. Много ума, сил, организаторского таланта вложили в подготовку партизанских отрядов и тайных баз для них наши замечательные (в дальнейшем репрессированные) военачальники В.К.Блюхер, П.И.Уборевич, И.Э.Якир, Я.К.Берзин. Они правильно оценивали обстановку, предвидели будущее, понимали значение партизанских методов борьбы с возможным противником. Всего уже в первой половине 30-х в СССР было подготовлено около 10 000 специалистов по ведению «малой войны».
Таким образом, в 1934 г. были созданы реальные условия для того, чтобы в случае вражеской агрессии против СССР немедленно развернуть в тылу врага партизанскую борьбу. В том числе и на его собственной территории, где к тому имелись благоприятные географические и, тем более, политические условия. Причем, уже на первых этапах после вторжения ставилась задача – внезапно и одновременно осуществить такую крупную управляемую операцию, в результате которой оказались бы парализованными все коммуникации западных областей Белоруссии, Украины и Бессарабии, занятые противником. При сохранении результатов подготовки к «малой войне», которые имелись к началу 1935 г., партизанские отряды и диверсионные группы, располагавшие нужными средствами, вполне могли бы парализовать коммуникации врага в первые недели войны, и тогда бы гитлеровские армии оказались бы без боеприпасов и горюче-смазочных материалов, так как по воздуху их снабжать не было возможности. Это не могло не сказаться на ходе Великой Отечественной войны.
Но, к сожалению, все эти подготовительные меры в последующие годы стали постепенно свертываться. Произошло это по многим причинам. Не последнее место среди них занимала новая военная доктрина СССР, согласно которой будущая вой­на будет вестись исключительно на чужой территории. Уже после 1934 г. партизан перестали привлекать к общевойсковым учениям. Резко сократили обучаемый контингент в специальных партизанских школах. Летом 1937 г. были ликвидированы все уцелевшие партизанские школы, все тайники оружия и боеприпасов; не уцелели и те, кто был подготовлен для «малой войны». 
К примеру, по партийной линии такого рода подготовкой непосредственно занимались первые и некоторые другие секретари ЦК КП(б) Белоруссии, ЦК КП(б) Украины, приграничных обкомов, первые секретари приграничных райкомов и горкомов. Однако, ни одного из них после 1937–1938 гг. в живых не осталось. Не выжил после массовых политрепрессий ни один из начальников разведотделов военных округов, которые непосредственно руководили этой работой. Аналогичная картина была и в органах ОГПУ. Поэтому многие руководители партизанского движения в годы Великой Отечественной войны ничего не знали о довоенной подготовке к войне в тылу врага, которая велась в 1924–1934 гг. 
Недальновидность и непоследовательность в действиях высшего партийного и военного руководства СССР стала особенно явственной с началом немецко-фашистской агрессии. Тогда стало особенно понятно, что отказ от подготовки к «малой войне» был осуществлен в ущерб обороноспособности страны.
Таким образом, партизанские учения, известные лишь небольшому кругу отечественных историков и военных мемуаристов под названием «Бронницкие маневры», несмотря ни на что, имели важное значение на довоенном этапе укрепления обороноспособности СССР. Они были составным звеном в деле всесторонней подготовки квалифицированных партизан-диверсантов к эффективному ведению боевых действий в тылу врага. Участие в этих секретных сборах крупных советских военачальников и специалистов по организации «малой войны» – наглядное подтверждение их значимости. 
Конечно, сегодня, когда позади без малого восемь с половиной десятилетий, уже невозможно встретиться и вживую поговорить с участниками исторических «Бронницких маневров». Картину могут прояснить только серьезные архивные изыскания и общие исследовательские усилия... Но так или иначе, очевидно одно: нам, бронничанам, жителям ХХI века, необходимо как можно больше узнать об этом еще малоизвестном событии военной истории города. Узнать, чтобы понять и правильно оценить. 
Информацию обобщил Валерий ДЕМИН 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий