А ДОРОГА СЕРОЮ ЛЕНТОЮ ВЬЕТСЯ
0
1225
Профессия водителя – одна из самых нелегких и значимых в современном обществе. Те, кто каждый день с утра до вечера «крутят баранку» не в личных целях, а по производственной надобности, не только обеспечивают доставку людей и грузов в пункты назначения, но и несут полную ответственность за них. И совсем неважно за рулем какой машины находится шофер: директорской «легковушки», грузовика-»длинномера» или рейсового автобуса. Главное условие его успешной работы – высокий профессионализм и деловые качества. Всем этим в полной мере располагает водитель с более чем полувековым стажем, ветеран труда и Бронницкого ПАТП Вячеслав Иванович ШАРИКОВ. Накануне Дня работников автомобильного транспорта корреспондент «БН»встретился с еще работающим 75-летним пенсионером и попросил его рассказать о себе, об их семейной династии автотранспортников, о наиболее памятных эпизодах своей солидной трудовой биографии, основная часть которой проходила на колесах...
К автотехнике и убегающей вдаль ленте дороги, моего, ныне уже весьма почтенного собеседника и водителя 1-го класса, влекло, можно сказать, с самого детства. А свой первый день за рулем автомобиля он запомнил на всю жизнь… Какие только машины ни водил Вячеслав Иванович за свои пять с лишним водительских десятилетий! Помнит ветеран и старенькие, можно сказать, собранные своими руками из запчастей «ЗИЛки», командирские «ГАЗики»и «Волги», большегрузы на трассах, новые «Икарусы», «ЛАЗы», и постсоветские «Мерседесы»… Где только он ни работал, кого только не возил! И чекистов, и больших начальников, даже таксистом в Москве был два года… Но лучший период на его многокилометровым жизненном пути, как он считает, связан с Бронницами, с 21 НИИИ, с городским автопредприятием. Только здесь, по собственным подсчетам, он исколесил более трех с половиной миллионов километров дорог. И, что примечательно, за весь период работы не совершил ни одной аварии. Именно в нашем городе Шариков состоялся как полноценный специалист. Здесь встретил свою достойную, вторую половину, вырастил сына – продолжателя его дела и сводных детей. Всех прочно поставил на ноги, помог обзавестись семьями, стать достойными, нужными обществу людьми.
– Если рассказывать подробнее, шоферить начал в далеком 1958 году, – вспоминает Вячеслав Иванович. – Сразу после школы я, тогда 18-летний парень, успешно окончил водительские курсы и получил свои первые права. Сначала потрудился в автотранспортной колонне в г.Ржеве. А после, как и многие активные по жизни молодые люди, по комсомольской путевке отправился на всесоюзную ударную стройку той поры. Участвовал в прокладке исторической трассы Абакан-Тайшет. Там в очень сложных условиях честно отработал без малого два года. Мог бы, конечно, и больше, если бы не трагическая смерть моего друга, тоже водителя, попавшего в аварию. После пять лет служил в Советской Армии, а потом трудился в правоохранительных органах столицы, работал в одном из московских таксопарков. Но в многолюдной и шумной Москве я в дальнейшем не остался. Меня, родившегося в небольшой деревеньке в Старицком районе Тверской области, больше привлекали тихие, спокойные места. Словом, женившись на коренной бронничанке Валентине Федоровой, я навсегда остался жить в старинном подмосковном городке...
Так что ровно полвека назад, в 1965 г., и начался самый памятный и плодотворный жизненный этап молодого водителя Вячеслава Шарикова – бронницкий. Сначала он устроился в тогдашний 21 НИИИ и добросовестно проработал там более шести лет. Шоферил на самых разных машинах солидного институтского автохозяйства. Одно время даже был личным шофером начальника 21 НИИИ, генерала А.В.Руненкова. Однако, более чем скромные должностные оклады, которые получали гражданские лица в оборонном учреждении, не устраивали Шарикова – в то время уже семейного человека. И Вячеслав Иванович в 1971 году решил перейти на работу водителем в городской автобусный парк. В то время там уже трудилась его супруга – Валентина Константиновна, а руководил бронницким предприятием опытный и авторитетный автотранспортник В.С.Васильев, который сразу предложил 30-летнему шоферу сесть за руль пассажирского ЛиАЗа-158. С той поры пошел отсчет его трудового стажа в отрасли, где мой собеседник добросовестно трудится по настоящее время.
Сегодня он, оглядываясь назад, нередко вспоминает о том, в каких нелегких условиях подчас приходилось работать водителям автобусов, какой несовершенной и неудобной была тогдашняя советская пассажирская автотехника. Как, бывало, мерзли пассажиры в холодные подмосковные зимы в необогреваемом салоне «ЛиАЗа». А ехать до Москвы (хоть транспортных «пробок»тогда не было) все равно долго и совсем неблизко. «Чтобы хоть как-то прогреть салон, мы даже ставили внутрь ставили радиатор от «ГАЗ-51», подключали туда воду и этим спасались от холода...» Не одно десятилетие проработал на столичных и других междугородних маршрутах Вячеслав Иванович. Освоил не одну марку отечественных и зарубежных автобусов, объездил многие города Подмосковья. Сама история пассажирской отрасли в Бронницах вершилась у него на глазах. Добрый десяток руководителей ПАТП сменилось за время его работы. И о каждом у него, как и у любого ветерана предприятия, сложилось свое обоснованное мнение. Шариков с гордостью вспоминает прежние времена, когда Бронницкое ПАТП прочно держалось по своим основным показателям в числе лучших автопредприятий ГУП МО «Мострансавто». А уже в новом веке, когда сверху начались постоянные реорганизации и объединения, когда в ПАТП пошла кадровая «чехарда»руководителей, ситуация стала меняться не в лучшую сторону...
Как и все бронницкие ветераны отрасли, мой собеседник очень переживает за все, что происходит в родном коллективе, сравнивает с тем, что было прежде, охотно рассказывает о том, как ответственно относились к своим обязанностям руководители и рядовые автотранспортники прежних поколений. Особенно памятен для него тот стабильный во всех отношениях советский период, когда в городском ПАТП многие годы успешно директорствовал Б.П.Рязанцев (отец). Тогда в их коллективе особенно поддерживались лучшие производственные традиции, многие работали в отрасли целыми семьями, формировались полноценные трудовые династии. Семья Шариковых – наглядное тому подтверждение. Не только на предприятии, но и в городе многие пассажиры хвалили их семейный автобусный «экипаж», не один год работавший на внутригородских маршрутах. А общий производственный стаж супругов составляет без малого 100 лет. К слову, статья о них была опубликована и в «БН».
Достаточно было лишь взглянуть на ухоженный автобус, на вымытые до блеска ветровые стекла, на чистоту и порядок в салоне, чтобы сразу догадаться: на «единичке» – супруги-ветераны. За рулем – Вячеслав Иванович, а на месте кондуктора – Валентина Константиновна, его жена и помощница на маршруте. Трудно даже подсчитать: сколько тысяч пассажиров они перевезли только за время работы на городских автобусах. Еще в то время оба могли бы уже давно уйти на заслуженный отдых, но продолжали трудиться. И по всем показателям были в числе передовиков. Чтобы работалось без ремонтов и простоев, водитель-ветеран содержал свою машину в идеальной чистоте и порядке. Приходил всегда минут за сорок до начала смены и все проверял, готовил к выходу на маршрут. И от сменщика того же требовал. Потому и техника его никогда не подводила. Хотя заступать на утреннюю смену приходилось затемно: бывало будильник заводил на три часа ночи. Но при этом он ни разу в своей жизни не опаздывал… А еще всегда помогала супругам Шариковым их доброжелательность и душевная доброта. С пассажирами, даже конфликтными, старались обращаться уважительно, без базарных разборок, и горожане это ценили...
Так бы и трудились вместе супруги Шариковы, если бы ни тяжелая болезнь Валентины Константиновны. Несмотря на усилия медиков, ее в 2007 году не стало, а сам Вячеслав Иванович после кончины супруги работал на внутригородских маршрутах еще три года. После стало подводить зрение..Пришлось завершить водительский стаж и перейти работать на склад автопредприятия. А свою семейную шоферскую эстафету ветеран передал сыну Александру Вячеславовичу, который без колебаний пошел по стопам отца. Водит автобус-экспресс по маршруту №324. В нынешнем году у него, как и у отца, этапная, юбилейная дата: он отметил свое 30-летие на предприятии. Диспетчером на городском автовокзале многие годы работает и его жена – Светлана. Связал свою судьбу с Бронницким ПАТП и уже взрослый внук главы династии автотранспортников – Александр. Он трудится здесь слесарем. Закономерно и то, что ни за кого из своих родных родоначальнику династии краснеть не приходится. Лодырей, пьяниц и скандалистов в роду не было и нет. Ответственность, добросовестность, взаимное уважение, похоже, в числе прочных семейных традиций.
В день работников автомобильного транспорта, сидя за праздничным столом, Вячеслав Иванович всегда с удовольствием слушает свою любимую песню со знакомым всем российским водителям припевом: «А дорога серою лентою вьется...» Уже выросшие внуки и маленькие правнуки Вячеслава Ивановича часто просят дедушку показать свои и бабушкины награды. У него – орден Трудовой Славы, нагрудный знак «Почетный транспортник РФ», у нее – медаль «За трудовую доблесть». И целая стопа почетных грамот, ценных подарков от руководства города и предприятия за многолетний добросовестный труд. В семье Шариковых их хранят бережно и с гордостью: ведь получены заслуженно. И о водительской профессии Вячеслав Иванович всегда говорит с особой гордостью.
– Автомашина без шофера – просто куча металла, – считает он. – За ней нужно постоянно ухаживать, следить за исправностью, поддерживать все в должном порядке. И делать все это должны не столько ремонтники, сколько сам водитель – ее главный хозяин. А не будет должного присмотра и ухода, любая техника подведет и встанет. Сколько бы ни бегало вокруг не вышедшего на линию автобуса начальников, без водителя он работать не сможет… Вот и соображайте: кто главный человек в автопарке...
Конечно, лучше всего знают и ценят главу династии и его семью в трудовом коллективе. Такие, как он, здесь почти с самого начала. Сама отрасль, можно сказать, развивалась у них на глазах и при их самом активном участии. Прошли годы, десятилетия... Многое изменилось, обновилось и усовершенствовалось в автотранспорте ХХI века. Но одно осталось неизменным. Сегодня, как и прежде, главное достояние отрасли – опытные, квалифицированные, добросовестные работники, надежные трудовые династии. Бронничане Шариковы – одна из них.
Валерий ДЕМИН
 
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий