Учителем становятся навсегда!
0
1130
1 сентября – это всегда очень значимое, можно сказать, этапное событие для школьников, их родителей и, конечно же, для самих педагогов. По-особому волнуются в этот день первоклашки и учителя начальных классов. Надо сказать, что таким педагогам отведено особое место в образовательном сообществе. Они – начало начал школьной педагогики и не могут быть лишь простыми проводниками в мире знаний. Они – прежде всего, мудрые, авторитетные наставники маленьких воспитанников. Именно такой стала для своих беспокойных, шумных, часто даже в чем-то озорных непосед и «почемучек» учитель Бронницкого Лицея – Светлана Юрьевна САВОНИЧЕВА. Нынешний учебный год для неё особенный: исполняется ровно четверть века с того дня, как она начала в Лицее свой (ныне уже вполне солидный) педагогический стаж.

В выборе учительской профессии, как известно, ошибаться нельзя. Слишком дорого такие ошибки потом обходятся и детям, и школе, и всему обществу. Те, кто понимает важность этого нелегкого труда, твердо убеждены: учителем невозможно стать мимоходом и ненадолго. Нельзя им быть, чтобы только лишь зарабатывать на жизнь. Настоящим учителем становятся навсегда! Только так и не иначе можно обрести право наставлять других, вмешиваться в их судьбу, указывать верную дорогу в непростую взрослую жизнь. Моя собеседница, утверждаясь в профессии, судя по всему, после недолгих раздумий приняла правильное и окончательное решение. И впоследствии ни разу о нём не пожалела...

– Сначала я окончила столичное пед­училище №1, – вспоминает моя собеседница. – А в дальнейшем, уже работая в школе, имея семью и годовалую дочку, поступила в университет имени М.А.Шолохова. Сначала увлеклась психологией, даже поступила на факультет с такой специализацией. Но вскоре поняла: это не моё. И навсегда выбрала начальные классы. После окончания педучилища сначала преподавала в бронницкой школе № 1. Там был самый первый выпуск моих учеников. После выхода из декретного отпуска мне предложили место в родной для меня третьей школе. Здесь я сама училась, здесь учился мой будущий муж, а в дальнейшем – наша дочь Маша. В 1996 году я пришла сюда учителем. Первое время преподавала в школе и училась в вузе. Учеба отнимала все выходные и каникулы. Но, благодаря помощи и пониманию родных, коллег, я справилась и успешно защитила диплом. В этом году будет 25 лет с тех пор, как я начала трудиться в педколлективе школы №3 – теперешнем Лицее.

Любая общеобразовательная школа – это целый мир, в котором свои складывающиеся десятилетиями взаимоотношения, в котором свои традиции и обычаи. Нынче этот школьный мир стал гораздо более динамичным, сложным, техногенным, электронным… Даже малыши-первоклашки все увереннее пользуются современными гаджетами, информационными Интернет-ресурсами и все чаще задают своим школьным учителям трудные вопросы. Все это требует от педагогов глубоких знаний предметов и непрерывного профессионального роста, а еще – полнейшей самоотдачи, творческого отношения к своим обязанностям.

Надо сказать, что моя собеседница (даже добившись в своё время звания «Учитель года») никогда не останавливалась и по сей день не останавливается на достигнутом. Она постоянно работает над повышением своего уровня, регулярно занимается самообразованием и на дополнительных курсах, руководит школьным методическим объединением начальных классов. Она, как и все педагоги бронницкого Лицея, успешно обучает учащихся, используя современные технологии и методики. А еще опытный и знающий своё дело учитель Савоничева с удовольствием делится приобретенным опытом и знаниями со своими коллегами, часто дает открытые уроки, ведет учительские семинары. Она – педагог– наставник, обучающий своих молодых коллег.

Бесконечна череда ученических поколений! Позади у Светланы Юрьевны уже семь полноценных выпусков. Сейчас она – руководитель 2 «Б» класса. Здесь у неё 28 учеников! Это по учительским меркам совсем немало. Ведь обучать их очень даже непросто: характеры, способности к учебе и поведение у всех ребятишек разные. Впрочем, она, как и прежде, уверена в себе, любит свою непоседливую «малышню», давно привыкла к младшим классам и не собирается переучиваться на учителя-предметника. Хотя при этом привычно сетует на большие нагрузки, на массу отчетности, на происходящие изменения в начальном образовании. И, к сожалению, не все эти перемены к лучшему...

Конечно, сами дети стали нынче более самостоятельными, динамичными и раскованными. Но гиперактивность подчас сильно мешает иным малышам сосредоточиться на уроках. Непосед и шалунов приходится постоянно сдерживать, приучать к школьной дисциплине и порядку. Словом, индивидуальный, вдумчивый подход в её повседневной работе нужен и важен, как нигде.

Моя собеседница охотно рассказывает о своих учениках, о современных технологиях, по которым их обучает, об интегрированных уроках, где соединяются математика с естествознанием и история – с литературой. Если побывать на ее занятиях, можно увидеть, как опытный педагог с использованием новых современных технологий раскрывает ученикам новые темы, как вместе с ней дети познают окружающий мир, моделируют проблемные ситуации.

Её второклассники на уроках сами обосновывают, мотивируют и принимают нужные ответы и решения. Даже, когда школьник при этом понимает, что не прав, это все равно развивает его личность и сам процесс детского мышления. Она убеждена: не заучивание, а умение мыслить, соображать, анализировать необходимо с малых лет. Ныне на ребенка обрушивается целый поток информации, и, чтобы не запутаться в мире слов, цифр и формул, он должен уметь уложить все это в голове в своем, понятном ему порядке.

Как и любой российский педагог, Светлана радуется, когда видит перед собой ухоженных, развитых ребятишек, «продвинутых» в мир компьютерных игр и мобильной связи. И огорчается, когда вдруг замечает, как детям часто не хватает родительского внимания и соучастия в их делах. Нынче папы и мамы меньше уделяют времени потомству, многие, работая в Москве, оторваны от воспитания дефицитом времени и денежными проблемами. Многие малыши оставлены на попечение бабушек-дедушек и видят родителей только в выходные и праздники.

Преподавать в младших классах Светлане Юрьевне всегда было по душе. И сами первоклашки впервые переступив школьный порог, слушаются её, сразу разглядев в ней доброго, искреннего человека, никогда и ни в чем не допускающего фальши и притворства. Такой она остаётся и по сей день. Моя собеседница, как и прежде, твердо убеждена, что от учителей начальных классов требуются не только знания школьных предметов, но и умение ярко, интересно, доходчиво передать эти знания малышам. И еще им нужны огромная внутренняя доброта, терпимость, увлеченность и большой природный оптимизм.

– Каждый мой ученик – частица моей биографии, – считает Светлана Юрьевна. – Сопровождая его из класса в класс, всегда стремлюсь разглядеть в маленьком человеке искорки природных склонностей и талантов, привить вкус к знаниям, к учебе. Убеждена: бездарных ребятишек вообще не бывает. Каждый в чем-то может проявить себя как личность. Нам, педагогам начальной школы, надо только помочь им самореализоваться на самом первом этапе познания, научить их мыслить и самостоятельно искать правильные решения. Ведь время прежних школьных догм и строгого назидания давно прошло. И, как бы ни менялись образовательные методики и стандарты, школьный учитель все равно – главное действующее лицо. Он в любом случае должен быть творцом и новатором.

Перед началом этого учебного года, 26 августа, Светлана в команде педагогов городского Лицея приняла активное участие в практико-ориентированных мастер-классах на площадке Академии социального управления (АСОУ) в Москве. Там состоялся областной педагогический форум «Вектор развития», где бронницкие учителя представили свои проекты. В ходе форума прошли пленарное заседание, презентация региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Московской области, формируемой в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Команда учителей Лицея, участвуя в работе форума, обсудила перспективы внедрения новых технологий и инструментов, активно сотрудничала с методической секций по актуальным темам развития педагогического мастерства. Педагоги Лицея получили Благодарственное письмо за эффективную организацию работы стажировочной площадки по теме «Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов». А еще по итогам работы педагогического форума было принято решение о постоянном сотрудничестве с АСОУ в рамках стажировочной площадки.

Вот так насыщенно и продуктивно день за днем проходят её трудовые будни. Многие коллеги моей собеседницы вполне обоснованно считают её Учителем по призванию. Учителем, который способен соединять в себе любовь к своему делу и к своим ученикам. За весь свой более чем 25-летний педстаж Светлана Юрьевна никогда не делила и не делит свой класс на сильных и слабых учащихся, она умеет найти необходимый учительский контакт с каждым из своих юных подопечных. И при этом никогда не читает в своём классе длинных нравоучений. Для нее главное, чтобы ребенок шел в школу без принуждения – с охотой и радостью.

Сама Светлана Юрьевна всегда входит в свой класс с улыбкой и каждому юному лицеисту дает возможность в чём-то проявить себя на уроках, вырасти в собственных глазах и в глазах одноклассников. Лучшая награда для её учеников – одобряющий жест любимого учителя, её добрые слова. Все подопечные этого бронницкого педагога, как правило, работают на уроке очень активно и с удовольствием, потому что внимание учителя Савоничевой сосредоточено не на их ошибках и промахах, а на удачах и победах. Пусть пока еще маленьких сегодня, но зато очень значимых завтра, когда её юные ученики повзрослеют.
Валерий НИКОЛАЕВ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий