"БЫЛ И СВЕТЕЛ, И ЧИСТ ЖИЗНИ ПРОЖИТОЙ ЛИСТ..."
0
2784
21 февраля нынешнего года завершила свой плодотворный жизненный путь ветеран труда, почетный гражданин города Бронницы, в прошлом – известный и авторитетный городской руководитель – Раиса Ивановна ЯГЕЛЬСКАЯ. Она прошла свою трудовую стезю – от простой вышивальщицы до директора перчаточной фабрики и руководителя общегородского масштаба. Трудилась секретарем исполкома, затем – председателем городского Совета. А в самые важные для нашего города постсоветские 90-е годы ее назначили заместителем главы администрации. Не одно десятилетие проработав на ответственных должностях, являясь депутатом горсовета многих созывов, Раиса Ивановна внесла свой весомый вклад не только в производство, но и в развитие общественных организаций нашего города. Она активно участвовала в трудном и ответственном процессе обретения Бронницами своей муниципальной самостоятельности, в становление и укрепление органов местного самоуправления. Вспоминая Раису Ивановну, мы расскажем в этом номере об основных этапах её биографии.

Каждый человек – сам кузнец своей судьбы. В верности этих слов можно убедиться на примере биографии Раисы Ивановны. Она родилась в 1938 г. в с.Братки Воронежской области в многодетной крестьянской семье. Её отец, Иван Ильич Овсянников, многие годы работал шофером в колхозе. Участвовал в боевых действиях во время финской компании, а в годы Великой Отечественной войны служил в разведке артиллерийского полка. После ранения в голову стал водителем в гвардейском полку «Катюш». А когда фашистская Германия капитулировала, его полк был направлен на Дальний Восток – громить японских милитаристов. Домой Иван Ильич вернулся только в самом конце 1945 г. Мать Раисы – тоже из многодетной семьи, смогла закончить только два класса и тоже рано начала трудиться на заводе в Ногинске.

Детство у будущей почетной бронничанки, как и у всех её сверстников, переживших войну, не было легким и безоблачным. Её довелось рано познать военную и послевоенную голодуху, тяжелый крестьянский труд на земле. В первый класс сельской школы она пошла в победном 1945-м и училась очень старательно. Моя собеседница с уверенностью говорила, что всему, чего сумела добиться в жизни, она обязана не только родителям, но и своим учителям. Каждый из них не только преподавал школьные предметы, но и по-своему влиял на формирование личности каждого из своих учеников.

Школьных педагогов Раиса Ивановна многие годы вспоминала с благодарностью. К примеру, общественным наукам и патриотизму её обучал требовательный, но справедливый директор школы Петр Васильевич. Бывший офицер-фронтовик, который и после войны носил обмундирование, сумел дать своим ученикам не только знания предмета, но и правильные жизненные ориентиры. А непроходящую любовь к книгам и чтению, как эстафету, передали ей учителя-словесники и школьный библиотекарь, к которым она часто обращалась с самыми разными вопросами.

Уже в младших классах в полной мере проявились открытый общительный характер и общественная активность Раисы. Она участвовала в школьной художественной самодеятельности, рано приобщилась к занятиям спортом, без проблем сдавала нормы обязательного тогда комплекса ГТО, стала активной пионеркой, потом – комсомолкой. Окончание семилетки совпало для неё с важным событием: семья переехала на постоянное местожительство в Подмосковье. Среднее и профессиональное образование Раиса Овсянникова получала уже заочно, работая на Бронницкой перчаточной фабрике.

В феврале 1956 г. появилась самая первая запись в её трудовой книжке – вышивальщица Бронницкой трикотажной артели. Начался отсчет последующего непрерывного 45-летнего стажа. С самых простых производственных операций 17-летняя сельская девушка начала приобщаться к своей первой в жизни рабочей профессии и шаг за шагом осваиваться в женском производственном коллективе. Конечно, на первых порах научиться стабильно выполнять ежедневные плановые задания и выпускать продукцию с должным качеством было непросто. Ведь в то время на трикотажном производстве все изготавливалось вручную. Раисе помогали природная добросовестность, усидчивость, настойчивость и целеустремленность. И, конечно, старшие, более опытные подруги– наставницы.

Словом, через пару лет, когда артель была передана в систему местной промышленности и стала перчаточной фабрикой, недавняя ученица уже уверенно, без брака, выполняла порученную работу. Часто вспоминая то время, Раиса Ивановна с особой благодарностью говорила о тогдашнем старшем сменном мастере фабрики – К.Е.Русаковой. Именно она заметила способную молодую вышивальщицу и рекомендовала её на более ответственные должности. В декабре 1958 г. Раису перевели браковщицей-контролером готовой продукции – это можно назвать самой первой ступенькой её будущей производственной карьеры. Следующей ступенькой вверх через два года стала ответственная должность мастера смены. Понимая, что руководить людьми без базовых знаний нельзя, она окончила десятилетку в вечерней школе...

«Мои родители, сами не имея возможности получить даже среднее образование, очень хотели, чтобы мы, дети, стали образованными людьми, полноценными дипломированными специалистами, – рассказывала во время одной из наших прошлых встреч Раиса Ивановна. – И надо сказать, их надежды мы (каждый по-своему) оправдали. Правда, мне пришлось совмещать учебу с работой и семейными обязанностями. В 1962 г. я вышла замуж за сотрудника тогдашнего 21 НИИИ Вячеслава Ягельского, с которым познакомилась, обучаясь на вечернем отделении Бронницкого филиала МАДИ. А в 1963 г. у нас родилась дочка Лариса. Лишь когда она чуть подросла, мне удалось поступить, а в 1968 г. заочно окончить Ивантеевский механико-технологический техникум Министерства легкой промышленности СССР по специальности «Трикотажное производство».

Почти три десятилетия проработала Раиса Ивановна на Бронницкой перчаточной фабрике. Так уж получилось, что ей довелось проявить себя на самых разных участках. После декретного отпуска снова пришлось начинать с рядовых должностей – контролера, техника-лаборанта. Довелось освоить и обязанности старшего инспектора по кадрам, потом – бухгалтерию, где доросла до главного бухгалтера предприятия. В 1969 г. трудолюбивой и ответственной производственнице присвоили престижное в советское время звание «Ударник коммунистического труда». А в 1976 г. перевели на ответственную должность экономиста предприятия. Словом, к тому времени, когда Ягельскую – уже опытного руководителя – назначили исполняющим обязанности директора, она уже хорошо знала особенности и практику работы всех основных звеньев фабрики.

Особенно помогла ей в освоении непростых обязанностей первого лица тогдашний директор И.И.Платонова. И, когда неизлечимая болезнь лишила Ираиду Ивановну возможности самой возглавлять предприятие, Ягельская смогла смело принять на свои плечи ответственное бремя руководства. Уместно добавить и то, что Раиса Ивановна, подобно своей наставнице, не один год избиралась на очень беспокойную и хлопотную тогда должность – секретаря фабричной парторганизации. Более десяти лет была бессменным парторгом «трикотажки». Работа с людьми всегда была ей по душе, а накопленный опыт пригодился в дальнейшем.

Конечно, директорская стезя Ягельской, как и у всех её предшественников, не была беспроблемной. К примеру, контроль за качеством в советское время осуществлялся очень жестко. Особенно, когда на выпускаемых изделиях стоял почетный пятиугольник. Если, скажем, в целой упаковке готовых к отправке в торговую сеть перчаток находили хотя бы одну спущенную петлю, то выбраковывали всю партию со всеми вытекающими для производственников последствиями. Как-то после одной таких из внезапных проверок инспекторов госнадзора руководителю перчаточной был объявлен выговор по партийной линии.

Во-второй раз Раису Ивановну «пригласили» по этому же вопросу в парткомиссию райкома партии и там после очень резкой критики со стороны старых коммунистов в качестве «меры взыскания» наложили огромный денежный штраф. Спас директора «трикотажки» от серьезного материального наказания тогдашний авторитетный председатель колхоза «Борец» Антонов, входивший в состав не в меру суровой партийной комиссии. Отделалась директор Ягельская строгим выговором с занесением в учетную карточку члена КПСС...

А между тем, уже к середине предперестроечных 80-х перчаточная фабрика, продукцию которой, без преувеличения, носила вся страна, начала терять прежние позиции. Головное предприятие – Дмитровское трикотажно-перчаточное объединение, откуда поступало основное сырье, стало всё меньше заботиться о своем бронницком филиале. Все чаще приходилось ездить за многие десятки километров к своему дальнему руководству за решением самых насущных вопросов. И все реже и реже Ягельской удавалось там доказывать свою правоту...

Это сильно удручало дотошную и ответственную Раису Ивановну. Впрочем, она, даже при всем своем желании, не могла предотвратить уже надвигающиеся на отрасль (да и на всю экономику страны) совсем не благотворные, а развальные горбачевские преобразования... Назревавшее трудное решение – уйти с директорской должности ускорило неожиданное предложение тогдашнего председателя Бронницкого горисполкома А.А.Сыроежкина. Он пригласил её попробовать себя на выборной должности секретаря исполкома.

Посоветовавшись с мужем (в то время директором Ульянинского ремзавода), она решила: два директора в одной семье – это много, и согласилась на предложение Сыроежкина. Хотя при этом своего нового руководителя в то время еще не знала, да и круг предстоящих исполкомовских дел был ей мало известен. Но как бы то ни было, с марта 1985 г. начался следующий этап её многолетней трудовой деятельности. Секретарь исполкома – должность выборная. Но многие горожане Ягельскую знали и избрали её депутатом горсовета. Первое время было, конечно, трудновато. Слишком уж эта новая работа отличалась от прежних фабричных дел и забот. Прежде она отвечала только за одно предприятие, а теперь – за весь город.

«Не один год я работала в непосредст­венном подчинении главы исполкома и выполняла все его поручения, – вспоминала Раиса Ивановна. – Могу сказать, что с Александром Алексеевичем мы достаточно быстро сработались, никаких трений и тем более конфликтов у нас никогда не было. Хотя спорили между собой нередко... Но при этом, как мне кажется, в повседневной деятельности мы (из-за разных характеров) неплохо дополняли друг друга. Сыроежкин был скор в делах и решениях, умел сразу определять в любом вопросе главное. Но при этом очень не любил рутинной бумажной работы. А еще, случалось, говорил людям излишне резкие слова... Я же, наоборот, стремилась подходить ко всему более основательно и взвешенно, не считаясь со временем, готовила необходимую документальную базу, старалась ни с кем не конфликтовать. Даже по-своему отчитывала своего руководителя за несдержанность. И он всегда считался с моими доводами и мнением...»

Основательность, реальный опыт руководящей и организационно-партийной работы на фабрике, умение находить общий язык с самыми разными людьми пригодились Раисе Ивановне и когда её в апреле 1990 г. избрали председателем Бронницкого горсовета. Впрочем, сосредоточиться только на руководстве депутатским корпусом и организации его работы не давали прежние исполкомовские дела, которые остались в её ведении. Нагрузка сильно возросла, надо было всё успевать… Она, подолгу задерживаясь на работе, стала всё чаще жертвовать временем, предназначенным для семьи... Но это, как говорится, было только начало серьезных трудовых испытаний…

Последующие, переломные для страны и Бронниц годы потребовали от нее, как и от других представителей городской власти, максимальной работоспособности и самоотдачи. Именно тогда, в период крушения СССР, ломки старой административной системы и формирования новых устоев Ягельская вместе со всей сыроежкинской командой внесла свой заметный вклад в обретение Бронницами долгожданной муниципальной самостоятельности. Подготовка к этому судьбоносному для города событию велась не один год. И руководитель горсовета сыграла в этом деле далеко не последнюю роль. Особенно весома её заслуга в подготовке и проведении памятного референдума, где большинство бронничан и жителей соседних сел высказались за самостоятельный статус города и возрождение Бронницкого района.

Таким образом, после мартовского 1992 г. Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации Бронницы вышли из состава Раменского района и стали городом областного подчинения. Теперь получившим новый статус Бронницам и городским властям предстояло решать множество непростых вопросов по реализации этого указа – оперативно организовывать все необходимые муниципальные органы управления и городские службы, подбирать нужные кадры.

Кстати, переводить в Бронницы филиалы ряда районных служб сыроежкинская команда начала еще до получения независимого статуса. И Раиса Ивановна, как и прежде, находилась в самом в центре всей проводимой работы. Она отвечала за экономическое обоснование городской самостийности – за подготовку научной модели перехода Бронниц на самостоятельное хозяйствование. В этом совсем непростом деле Ягельской очень пригодились родственные связи: старший брат Евгений в то время работал в Госплане и помогал сестре и полезными консультациями, и нужными связями...

Октябрь 1993 г. принес перемены в трудовую деятельность Раисы Ивановны. Когда тогдашний президент России Б.Ельцин повсеместно упразднил Советы, Ягельскую назначили заместителем главы бронницкой администрации по экономическим вопросам. Кстати, замов у тогдашнего мэра первое время было всего двое: она и Снисаренко. Уже потом пришли Мазурин, а за ним – Егоров. К слову, каждый из них, как и Раиса Ивановна, по-своему поработал на будущее нашего города. Но все вместе они смогли осуществить огромное по своему значению дело – создать необходимые условия для самостоятельного развития Бронниц на многие десятилетия вперед.

– Раисе Ивановне также принадлежит большая заслуга в организации и развитии в Бронницах дееспособных структур местного общественного самоуправления, особенно в трудный для всех постсоветский период,– вспоминает многолетний руководитель общего отдела городской администрации, а ныне – пенсионерка Н.Н.Пряникова. – Эту работу мы вместе осуществляли не один год и добились неплохих результатов. Её до сих пор заслуженно уважают бывшие коллеги, депутаты, председатели уличных комитетов, многие коренные жители города. Раиса Ивановна всегда отличалась большой работоспособностью. Её умение четко планировать намеченное, оценивать, анализировать, правильно расставлять приоритеты во все времена позволяло справляться с любыми, даже самыми сложными заданиями. Раиса Ивановна, действительно, была необыкновенным человеком. Она сумела воплотить в жизнь очень многие важные для нашего города начинания.

В марте 2001 г. появилась последняя запись в трудовой книжке Раисы Ивановны: 63-летнего заместителя главы городской администрации с почестями проводили на пенсию. За полмесяца до этого по решению городского Совета депутатов за №43/7 от 15. 03. 2001 г. ей было присвоено звание «Почетный гражданин города Бронницы». И это звание для такого деятельного управленца и активной общественницы, как Ягельская, столь много сделавшей для города, как она сама признавалась, было гораздо важнее и весомее, всех других наград…

Впрочем, без дела пенсионерка Ягельская никогда не оставалась и после ухода из городской администрации трудилась на благо нашего города. Богатый опыт и знания Раисы Ивановны не оставались невостребованными: целых 5 лет она, как и прежде, добросовестно работала в Общественной приемной полномочного представителя Президента РФ по городу Бронницы. Так что до окончательного ухода на заслуженный отдых успела помочь еще очень многим бронничанам. Да и в последние годы не была простой домоседкой: вела посильную общественную работу, приходила на общегородские мероприятия, активно сотрудничала с нашей редакцией до тех пор, пока тяжелая болезнь не приковала её к постели и не оборвала нить её жизни…
Воспоминания и отзывы записал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий