ПРАПРАВНУК ИВАНА ПУЩИНА
0
  • Пол Хлебников
    Пол Хлебников
  • Иван Пущин
    Иван Пущин
2909
9 июля 2004 года в Москве был убит американский журналист, публицист и главный редактор русской версии журнала «Форбс» Пол Хлебников. Дерзкое заказное убийство вызвало тогда большой общественный резонанс, но в основном в самой столице. В нашем городе, пожалуй, лишь немногие помнят об этом событии и о самом убитом гражданине США. Впрочем, личность этого человека, несомненно, может вызвать интерес у многих бронничан. Ведь если углубиться в его родословную, то среди иных знаменитых предков можно обнаружить и декабриста Ивана Пущина, чья могила и бюст на центральной площади нашего города хорошо известны всем жителям Бронниц. Можно с уверенностью сказать и о том, что многие бронничане читали и знаменитые пущинские «Записки о Пушкине»… О русских корнях Павла (Пола) Юрьевича ХЛЕБНИКОВА, о его биографии и деятельности в РФ рассказывает в своем краеведческом исследовании наш постоянный автор.

Предки главного персонажа этой статьи, потомственные дворяне, через год после Октябрьской революции, в 1918 году навсегда покинули Советскую Россию. Прадеда Павла Хлебникова – контр-адмирала Аркадия Константиновича Небольсина убили в Гельсингфорсе восставшие матросы на следующий день после отречения царя Николая II от власти. Он был образованным и очень умным от природы человеком. Совершил кругосветное плавание, участвовал в гидрографических работах в заливе Петра Первого, воевал на полях сражений русско-японской войны.

А дед Павла – Сергей Владимирович Хлебников служил в лейб-гвардии Её Императорского Величества Уланском полку и участвовал не только в Первой мировой, но и в Гражданской войне. Дворянкой была и бабушка нашего героя – Екатерина Лаврентьевна Небольсина (в девичестве Пущина). Она после эмиграции возглавляла Русское детское благотворительное общество в Нью-Йорке. Именно через неё идут родственные нити Павла к Ивану Ивановичу Пущину.

Будущий журналист и редактор родился 3 июня 1963 года в Нью-Йорке, в семье потомков русских эмигрантов первой волны. Его отец, Юрий Сергеевич Хлебников – полиглот, доктор филологических наук, был переводчиком на Нюрнбергском процессе, а с 1973 года – директором отдела синхронных переводчиков в ООН. Важно отметить, что Павел рос и воспитывался в атмосфере любви к России и к её культуре. В семье американских граждан Хлебниковых родным для всех был русский язык.

Книги Пушкина, Гоголя, Лермонтова маленькому Павлуше читала мама. А вот основные произведения Толстого, Достоевского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина он, когда подрос, читал уже сам. Причем, в свои 6 лет он еще даже не знал английского языка, как его сестра и братья Питер и Михаил. Интересно, что и у его знаменитого прапрадеда – И.И.Пущина тоже был брат Михаил, который неоднократно приезжал к нему в Марьино.

Юный Пол Хлебников имел возможность получать хорошее образование. Сначала обучался в частной школе, где в совершенстве освоил английский язык. В дальнейшем успешно занимался в престижном колледже в Нью-Хемпшире. Свой вклад в духовное обучение и воспитание юноши внес местный священник отец Леонид. Павел был крещен и стал верующим православным. Уже в 17 лет он решил, что должен ехать в Россию, и впоследствии своё намерение реализовал.

Надо сказать, что потомок Пущина в общественных науках преуспел. В 1984 году он получил степень бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли, специализируясь на политической экономии. А в 1985 году, обучаясь в престижной Лондонской школе экономики и политических наук, был удостоен степени магистра наук, защитив диссертацию «Кадровая политика КПСС, 1918-1985 годы». В 1991 году Хлебников получил уже докторскую степень в Лондонской школе экономики и политических наук по диссертации «Столыпинская аграрная реформа и экономическое развитие России, 1906-1917 годы».

Еще в 1983 году, когда П.Хлебников окончил Калифорнийский университет, он впервые отправился в командировку в СССР. К этому времени молодой человек уже хорошо владел пятью европейскими языками: английским, русским, немецким, французским, итальянским. Поэтому такой эрудированный и знающий специалист, безусловно, стал настоящей находкой для журнала «Форбс». Там он начал постоянно работать с 1989 года.

Напомню, этот журнал, основанный в 1917 году Б.Ч.Форбсом, стал одним из наиболее авторитетных и известных финансово-экономических печатных изданий в мире. За свои исследования российского бизнеса Пол получил четыре престижных премии. Кроме того, он также успешно занимался экономическими исследованиями ряда крупнейших промышленных компаний – Самсунг, Рено, Вольксфаген, Ксерокс и других.

В 1991 году Пол стал семейным человеком. Его жена – Хелен Трейн, выпускница Пенсильванского и Гарвардского университетов, дочь банкира Д.Трейна, работала дизайнером по ландшафту.

В браке у них родилось трое детей два мальчика и девочка. Перед смертью Пола старшему мальчику исполнилось всего 9 лет. Жену в быту звали Муза. Она – наполовину итальянка, наполовину американка. Пол не уставал знакомить жену с русской культурой, это для него было превыше всего.

А ещё преуспевающий американский журналист на работу ездил на метро как простой московский служащий. Да и в быту был простым, доступным человеком. Многим казалось странным, что Пол при своём редакторском статусе не пользовался машиной и охраной. Сначала он даже не имел собственной квартиры и жил в съёмной – на Котельнической Набережной. Но в дальнейшем его состоятельный дядя подарил ему квартиру близко к центру. Когда позволяло время, Павел охотно заходил в небольшую уютную церковь, находящуюся недалеко по дороге на работу. Наверное, таким был стиль его жизни…

По воспоминаниям современников П.Хлебников, как того требовала его профессия, являлся довольно открытым и общительным человеком. За время жизни и деятельности в Москве у него появилось много близких друзей, деловых приятелей и хороших знакомых. Причем многие из них были известными в своей сфере людьми. К примеру, Пол очень сдружился с талантливым российским журналистом, популярным телеведущим и первым генеральным директором Общественного Российского телевидения (ОРТ) Владиславом Листьевым. Друзья довольно часто встречались, откровенно общались на самые разные темы. И Хлебников сильно переживал, когда 1 марта 1995 года Листьев погиб от рук наемного убийцы. Тогда сам Пол еще даже не мог предположить, что через девять лет уйдет из жизни в примерно схожих обстоятельствах.

Отмечу, что руководство журнала «Форбс» направило Пола в Москву на год делать русскую версию издания. Он успешно выполнил это ответственное задание и вскоре должен был возвращаться в Нью-Йорк, чтобы забрать оттуда свою семью и снова вернуться в Москву. Казалось бы, ничто не предвещало трагического конца…Собственно, до сих пор так и не выяснена причина убийства П.Хлебникова. Не назван и заказчик, хотя исполнители определены следствием.

Предсмертная фраза Пола: «Я не знаю, за что меня убили..» говорит о том, что явных видимых и предсказуемых причин случившегося не было. Сотрудники журнала утверждают, что никаких угроз Пол до убийства не получал. Однако три эпизода в его профессиональной деятельности того времени могли вызвать недовольство у некоторых влиятельных людей того периода. Первым таким эпизодом стало создание списка сотни самых богатых бизнесменов России. Список «Золотая сотня России» был опубликован во втором номере русской версии «Форбса».

Это стало неожиданностью для российского общества периода 90-х. Так, настоящий всплеск общественного мнения произошел, когда читатели журнала в опубликованном списке на 35-м месте увидели имя Елены Батуриной – жены тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Журнал оценил её состояние примерно в 1,1 млрд. долларов. Впрочем, многие богатейшие люди России были недовольны такой внезапной и малоприятной им в то время известностью. В этой связи говорят, что сам Пол Хлебников искренне удивлялся этому недовольству. Ведь в Америке считают за честь попасть в такой престижный список успешных людей. Однако, в России издавна не было принято публично кичиться богатством. А олигарх Березовский, например, и вовсе считал список «Форбса» ничем иным, как «доносом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации».

Второй эпизод – это написание книги «Разговор с варваром». Её главным персонажем стал чеченский криминальный авторитет Хож-Ахмед Нухаев, который, судя по всему, помогал олигарху Березовскому «решать» некоторые вопросы с криминальным миром. Для того, чтобы встретиться с этим боевиком и понять его философию, Пол ездил в Баку, где в это время скрывался Нухаев, и взял у него интервью. В общей сложности беседы с уголовным авторитетом длились около 15 часов. Судя по содержанию этого длинного интервью-откровения, главным стало твердое убеждение боевика, что он имеет полное право на жестокость и убийства. Содержание опубликованной книги в изложении Хлебникова криминальному авторитету, понятное дело, сильно не понравилось.

И, наконец, третий эпизод, который может объяснить причину заказного убийства редактора – это выход в американском журнале в декабре 1996 года скандальной статьи под говорящим названием «Крёстный отец Кремля» – о криминальной деятельности Березовского. В колонке редактора об этом зловещем бизнесмене было написано: «За ним тянется шлейф из трупов, неоплаченных долгов и дрожащих за свою жизнь конкурентов...» В феврале 1997 года Березовский подал исковое заявление на «Форбс» в Лондонский королевский суд. Долгое судебное разбирательство закончилось в марте 2003 года мировым соглашением. Центральное руководство журнала принесло Березовскому официальные извинения, а тот отказался от требований материальной компенсации.

Но принципиальный Хлебников решил продолжать своё расследование. И в 2000 году уже в США была опубликована дополненная новыми фактами книга «Крёстный отец Кремля» (или история разграбления России). Березовский снова подал в суд. Но рассмотрение этого громкого дела не начиналось целых 4 года. Сначала криминального олигарха не устраивало то, что журнал хотел провести суд в США, где находилась штаб-квартира журнала.

Потом, когда журнал предложил перенес­ти процесс в Россию, Березовский тоже не согласился. Он остерегался того, что известность о суде в России могла вызвать слухи о том, что этот «суд коррумпирован Березовским». Между тем, книга-расследование была переведена на немецкий, французский, венгерский, польский и русский языки. Русский перевод был выпущен издательством «Детектив-Пресс» в 2001 году.

Планируя убийство Пола Хлебникова, его организаторы выбрали для строптивого журналиста-правдолюбца публичный вариант. Его расстреляли прямо у стен родной редакции, можно сказать, на глазах у всех. Это убийство было очень похоже на казнь. Вот как описывали его очевидцы. Хлебников, как обычно, после работы шел вдоль заборчика. Один из прохожих, который после нападения вызвал скорую помощь, рассказал следующее. Он заметил, как сзади к идущему мужчине подъехала машина «Жигули» с тонированными стеклами, и из неё раздались выстрелы.

Стрельба длилась около 20 секунд. Мужчина пытался увернуться, но это не помогло – слишком мало было расстояние между ним и стрелявшим. После машина резко развернулась и умчалась в сторону проспекта Мира, откуда и приехала. Раненый закричал: «Помогите!» И упал. Потом встал, прошел шагов 20 и снова упал... Через несколько минут выбежали сотрудники редакции, вызвали вдобавок к скорой медпомощи еще и милицию… Самым первым к Полу подбежал Александр Гордеев, заместитель редактора журнала «Newsweek».. Смертельно раненый был еще в сознании и успел поговорить с Александром…

В больницу Пола сопровождал обозреватель того же журнала Михаил Фишман, который был с ним до конца. Пол еще был жив, когда его везли в больницу. На теле редактора было 9 пулевых ранений в живот, легкие, желудок и другие жизненно важные органы. Шансов выжить при таких ранах – минимум!

И тут еще неудача – застрял лифт в больнице, куда его срочно доставили. С лифтом возились еще минут десять, пока он двинулся наверх… Сегодня можно только гадать о том, можно ли было спасти Хлебникова при таких ранениях? Но этого, увы, не произошло…Сразу нашлись несколько свидетелей, которые видели, что в машине было двое стрелков и водитель.

Расследование дела было завершено в июне 2005 года. По данным следствия, убийство журналиста было совершено преступной группировкой, созданной московским нотариусом Ф.Садретдиновым. В эту группировку входили Казбек Дукузов и Муса Вахаев. Именно этих преступников следствие признало непосредственными исполнителями заказного убийства. Всю переписку по делу осуществлял брат Пола – Михаил, но заказчика этого преступления так и не нашли.

К слову, руководитель русской редакции «Форбса» был еще сравнительно молодым человеком. Ему за месяц до смерти исполнился всего 41 год. И, что самое печальное для родных и близких, что убили Павла в любимой им России, куда он так стремился и так хотел, чтобы здесь было все хорошо. Забегая вперед, отмечу, что в 2004 году Пол Хлебникова был посмертно награжден премией Международного комитета защиты журналистов «За свободу прессы в мире».

Панихида по Хлебникову прошла в храме Святой Екатерины на Ордынке. В маленькой церкви XVI века едва поместилось около 50 человек. Внутри не было ни гроба, ни фотографии убитого. Цветы собравшиеся возлагали около иконы Воскресения. Панихида прошла по-западному сдержанно и без истерик. Похоронили П.Хлебникова в Нью-Йорке возле могил его родителей. В годовщину смерти панихиду торжественно отслужили и в России, в Храме Христа Спасителя. На панихиде присутствовали представитель госдепартамента США, вдова убитого – Муза и его брат – Питер.

В период работы в нашем городском музее, да и после, мне довелось изучить множество архивных материалов, касающихся биографии И.И.Пущина, его жизни в Бронницком Марьино. Я смогла увидеть оригиналы писем, немногочисленные фотографии и портреты его и близких родственников. И сегодня меня не покидает одно очень важное ощущение. Из всех Пущиных именно два, вроде бы совершенно разных человека, живших в совершенно разное время, в чем-то очень схожи друг с другом. И чисто внешне и по своим убеждениям. Оба они: и журналист Павел Хлебников, и его прапрадед – декабрист Иван Пущин были настоящими борцами за свои убеждения, и оба хотели лучшей доли для России.
Валентина СУНЧЕЛЕЕВА, краевед
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий