ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В БРОННИЦКОМ УЕЗДЕ (1919-1939 гг.)
260
В этом году исполнилось ровно 100 лет со времени образования Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности. Именно этот исполнительный орган, который в духе того времени называли «ликбезом», организовал и стал последовательно воплощать в жизнь масштабную работу в одном из важнейших для молодой советской страны направлений развития. Исторической значимости этого дела и особенностям его реализации в России, в Бронницах и Бронницком уезде посвящено данное краеведческое исследование.

После революции и ещё не утихшей Гражданской войны Подмосковье, как вся Республика Советов, начало постепенно возрождаться из пепла. Тяжелое наследство досталось организаторам новой власти от прошлого: нищета, неграмотность большей части населения, разруха во всех отраслях народного хозяйства, огромное количество беспризорников – детей оставшихся без родителей, без родственников, без жилья, без средств существования. Сегодня в России ХХI века, в период высоких технологий и цифровой техники, это кажется страшным сном. Но такова история начала прошлого столетия, и, я думаю, наши читатели смогут увидеть за этими строками, цифрами и непонятными названиями первые этапы развития системы образования в России той давней поры.

Сразу отмечу, что организация образовательного процесса и последовательная ликвидация неграмотности стало главным условием построения нового социалистического общества. Без этого просто невозможно было привлечь взрослое население городов и сел к общественно полезному труду, к участию в управленческой деятельности, к развитию экономики и культуры. Обучение грамоте, овладение чтением и письмом, стало жизненно необходимым условием обеспечения будущего советского государства.

Если говорить конкретно о наших краях, то к лету 1918 г. образован Московский губернский Отдел народного образования. Органами народного образования на места было выслано немало директив, в том числе положением от 30.10.1918 г. устанавливалась государственная единая трудовая школа для совместного обучения мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 17 лет с девятилетним курсом обучения, разделенным на две ступени. Первая ступень охватывала учащихся 1-4-х классов, а вторая – 5-9-х классов. Таким образом, в первые годы Советской власти в Бронницах имеющиеся школы были реорганизованы в школы I ступени, а одна из гимназий – в школу II ступени и позднее в семилетку. Судя по архивным данным, на 1926 г. директорами этих школ являлись: «школа II – В.Н.Покровский, школа III – В.В.Недачин, школа I – А.Д. Хабарова. школа семилетка – Н.П.Кедров».

26 декабря 1919 г. советским правительством во главе с председателем Совнаркома В.И.Лениным был издан декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР. Он был напечатан во всех центральных газетах и журналах с подробными разъяснениями и распространён во всех органах исполнительной власти на местах, во всех общественных организациях, в месткомах промышленных предприятий, на селе в избах-читальнях, в учебных заведениях и других заинтересованных учреждениях.

Для выполнения вышеназванного декрета в июне 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по ликвидации неграмотности во главе с наркомом (народным комиссаром) просвещения Анатолием Луначарским. Уже к осени того года эта комиссия организовала в 26 губерниях страны

(в том числе и в Московской) курсы учителей-ликвидаторов неграмотности. Отмечу, что перепись населения СССР, проведенная в том же году, выявила, что население страны составляло 117 млн. 285 тыс. человек. Среди них грамотных в возрасте от 8 лет и старше – 39 млн.180 тысяч. А неграмотных жителей – около 42 млн., то есть более половины населения не умели ни читать, ни писать!

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности, который состоялся в 1922 г., признал необходимым в первую очередь обучить грамоте рабочих промышленных предприятий, совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения утвердили 7 месяцев по 6-8 часов еженедельно. Это значит, что после работы люди должны заниматься не меньше часа. Правда, на некоторых предприятиях шли навстречу рабочим и сокращали учащимся рабочий день на 1 час. В программу входило обучение чтению, письму и счёту. Впоследствии, чтобы прошедшие обучение не забыли, чему их научили, им давали мелкие поручения по работе, вовлекали в кружки чтения, в драмкружки.

В 1921 г. также провели учёт беспризорников, которые составляли самый многочисленный контингент среди неграмотных и малограмотных. По результатам учета в РСФСР их тогда насчитывалось 4,5 млн. а в целом по СССР в 1923 г. – до 7 млн. 21 января 1921 г. была создана Деткомиссия ВЦИК во главе с Ф.Э.Дзержинским. Основной задачей комиссии в первую очередь было обеспечение беспризорников жильём, а потом обучение их грамоте. Помогал комиссии и фонд имени Ленина для оказания помощи беспризорным детям. В дальнейшем, в 1925 г., была ещё создана общественная организация «Друзья детей». Нужно сказать, что результаты усилий государства и общества в этом вопросе были неплохие. Уже к началу 1928 г. количество беспризорников в стране сократилось до менее 300 тысяч.

Для оживления работы по борьбе с неграмотностью осенью 1923 г. было создано Всесоюзное добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН). В то время из-за материальных трудностей сильно сократилось число обучающихся грамоте. Если 1 октября 1921 г. их было 780 тыс., то к 1 октября 1922 г. их осталось только 14 тысяч человек. Второй по величине контингент неграмотных составляли женщины, особенно на селе. В России в 1920-1921 гг. действовало 24 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, и численность женщин в них составляла 75%.

Центральный женотдел в своих инструкциях местным женсоветам призывал их усилить агитацию. Вопрос о ликвидации неграмотности среди женщин курировала Н.К.Крупская. Её речь на 1-м Всероссийском съезде ОДН была в основном посвящена женскому вопросу. Она была издана отдельной брошюрой с лозунговым воззванием: «Рабочие и крестьяне, стройте общество, долой неграмотность!»

В этой брошюре Крупская предлагала для улучшения материального положения ОДН устраивать платные постановки в клубах, театрах и кинотеатрах, спектакли, концерты силами членов общества. Основным лозунгом ОДН стали слова: «Грамотный, обучи неграмотного!» Ведь для работы ячеек по ликвидации неграмотности кроме помещения нужны небольшие средства на бумагу, карандаши да буквари. Была поставлена задача: «Ликвидировать неграмотность к 10-й годовщине Октябрьской революции!»

Согласно структуре ОДН его уездные общества «Долой неграмотность» (в том числе и Бронницкое) отчитывались перед Московским губернским обществом, проводили в жизнь его директивы и постановления. Городские и сельские ячейки отчитывались соответственно перед уездным обществом. Каждый член общества платил ежемесячные членские взносы в размере 20 коп. 20% собранной суммы отсылалось в Московское губернское общество, остальные средства оставляли на местах для создания фондов местных ОДН.

Общество «Долой неграмотность» пользовалось большой популярностью в широких массах, особенно среди крестьянства. При этом, основной культурной силой в деревне было учительство. Всесоюзный учительский съезд в январе 1925 г. вынес специальную резолюцию по вопросам работы среди крестьянства.

В 1924-1925 гг. 12 тысяч ликпунктов (ликвидационных пунктов неграмотности) содержались на средства ОДН, причем 11 тысяч из них работали в деревне.

В 1920-1924 гг. были изданы первые два советских букваря для взрослых с разным уровнем грамотности. Часть букварей на 40 языках страны пришлось издавать за границей в связи с отсутствием соответст­вующего оборудования.

В ликвидации неграмотности принял участие и РЛКСМ (Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи). Комсомольцы объявили «культпоход» и вошли в ряды партийных борцов, со­здавая свои ячейки ликвидаторов неграмотности. Частью культпохода РЛКСМ была, например, организация продажи популярной литературы в деревне. Всем обкомам, губкомам и всем членам РЛКСМ был доведён до сведения циркуляр о продаже в деревне следующей литературы: «Разведёшь поросят-будешь век богат», «Отчего хворает женщина-крестьянка», «Страхование в деревне», «О Красной Армии», «Как сделать пашню плодородной» и т. п. в среднем по цене 7 коп. Был также разработан циркуляр о работе среди крестьянок и женщин в культурно отсталых районах.

Для усиления агитации среди крестьянства (особенно девушек) проводились семинары среди комсомольцев с привлечением учителей на методическую работу. В Бронницком городском архиве сохранено довольно большое количество протоколов заседаний правлений уездных, городских, сельских ячеек ОДН, а также ячеек на предприятиях нашего города. Все они имели типовую форму: выборы и отчёты правлений и ревизионных комиссий, обсуждение инструкций из вышестоящих организаций, финансовые отчеты. Кроме членских взносов существовали добровольные пожертвования в виде отчислений из зарплаты (в среднем около 1 рубля). В протоколах упоминаются имена и фамилии известных в Бронницах людей.

Хочу привести содержание одного из протоколов, посвященного подготовке к празднованию в Бронницах 10-летия Октябрьской революции от 1.11.1927 г. В заседании участвовали: В.Н.Хабарова, В.Н.Покровский, А.Д.Терещенко.

«По школам 5 ноября идут утренники (с родителями) с художественной частью. 6 ноября все организованно идут на выставку в школу семилетку, а потом идут в кино. В первый сеанс школы 1-й ступени; во второй сеанс учащиеся школы семилетки и внешкольники. 7 ноября все идут на демонстрацию, а после демонстрации идут по школам, где будет выдача гостинцев. Гостинцы и пакеты для них закупить в артели «Крестьянин» на 450 чел. по цене 20 коп.; также закупить 7 мер яблок по 3 руб. за меру из расчёта четверть меры на ребёнка. Всего 375 учеников и 75 внешкольников, занимающихся индивидуально вне школы. Внешкольников пригласят за гостинцами вечером в библиотеку. Распределение гостинцев проводят во 2-й школе представители учкомов и детской комиссии».

Самый большой объём работы ОДН в Бронницах, как и везде, составлял учёт членов ОДН, учёт неграмотных и учет ликвидаторов.1925 г. был очень тяжелым в материальном отношении, не было средств на аренду помещений и на письменные принадлежности для ликвидаторских пунктов. Тогда на помощь пришли пионеры. К примеру, бронницкий пионервожатый Миша Жиронов с отрядом пионеров проводили учёт грамотных и малограмотных по городу. Для пионеров упростили ведомости, вместо индивидуального учёта делали общий список со следующими графами: Ф.И.О., адрес, возраст, неграмотный, малограмотный.

В протоколе 1-й Бронницкой конференции ОДН в отчёте за 1924 г. отмечено, что в уезде работало 60 пунктов по ликвидации неграмотности и 20 школ малограмотных. Всего за год обучился 2001 человек, в том числе 201 человек прошел индивидуальное обучение. Неграмотных по уезду числится 6500 человек. За год в ОДН вступило 500 человек. Это мало и нужно усилить агитацию. К слову, в списке членов ОДН бронницкой городской ячейки очень много фамилий известных в Бронницах людей: Т.В.Тарасова, А.И.Тарасова, В.Н.Покровский, Е.Ф.Покровская, В.Д.Терещенко, М.С.Матанов, А.Н.Кед­рова, Н.П.Кедров, М.П.Озерецковская, С.Н.Ушаков и другие.

В Бронницах были ячейки ОДН при союзе «Пищевик», при фабрике «Вперёд», ячейка работников просвещения, ячейка при УкомеВКПб и ВЛКСМ, при фабрике «Спартак», к ним относилась и ячейка при месткоме ст.Раменское и другие. С самого начала существования ОДН работа шла под лозунгом: «Победим неграмотность к 10-й годовщине Октябрьской революции!» Уже в 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное обучение в объёме 4-х классов для детей 8-10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках всеобщее обязательное 7-летнее обучение.

Впрочем, быстро ликвидировать безграмотность как в Подмосковье,так и по всей стране не удалось. Если в годы военного коммунизма было легко отправлять рабочих, трудившихся на национализированных предприятиях, на курсы, то в годы НЭПа частные наниматели не хотели, чтобы рядовой персонал из-за учебных занятий трудился на два часа в день меньше. Да и сами неграмотные видели в умении читать и писать куда меньше плюсов, чем в постоянной работе. В результате СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности в Европе лишь 19-е место. Особенно много не умеющих читать и писать было в селах.

Переломить ситуацию удалось лишь в 1930-е гг. – во многом за счет естественной смены поколений. Введение всеобщего начального образования в этот период позволило стране перейти к цивилизованной системе обучения детей школьным предметам. К концу довоенного десятилетия молодежь читала уже практически поголовно, среди людей среднего возраста число грамотных превышало 96%. Необходимость в принудительных методах распространения знаний наконец отпала. Тем не менее, высоким уровнем образования и науки советские люди были обязаны именно «чрезвычайке», давшей миллионам доступ к письменной грамоте и книге.

В 1937 г. всеобщее семилетнее образование стало обязательным по всей стране. Перед Великой Отечественной войной СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В послевоенные годы правительство стало уделять внимание внедрению всеобщего среднего образования. Для подготовки перехода к нему стали строить очень много новых школ по всей стране. Сначала в 1958 г. провели переход на всеобщее 8-летнее образование, который завершили в 1962 г. При этом обходились в основном старыми зданиями школ.

В постсоветский период – в 1992 г. принятый Закон РФ об образовании подтвердил существование трех ступеней образования в РФ: начальное общее; основное общее и среднее общее. В начале 2000-х годов появилось основное общее образование – 9 классов и среднее общее образование – 11 классов. В 2007 г. Государственная дума ввела в РФ 11-летнее образование. Вот так поэтапно, пройдя многие десятилетия, наша страна из отсталой и малограмотной стала одной из передовых образованных стран мира.

Безусловно, далеко не все составляющие образовательных реформ постсоветского периода имели однозначно позитивный результат. Но если сравнивать нынешний уровень образования с ситуацией, имевшей место в первые десятилетия прошлого века, то разница, действительно, огромная. И можно гордиться нашим обществом того времени, когда посреди голода и разрухи, практически на «голом» энтузиазме, люди стремились к знаниям и верили в светлое будущее.
В.И.СУНЧЕЛЕЕВА, краевед
Назад