СКОРБЬ И ПАМЯТЬ, ВОПЛОЩЕННЫЕ В ГРАНИТЕ
0
-
Открытие памятника «Матерям и вдовам защитников Отечества» в г.Бронницы. Председатель Совета ветеранов Н.А.Ваштай и создатель памятника, скульптор-архитектор А.А.Бичуков. 22 июня 2012 года
-
Памятник «Матерям и вдовам защитников Отечества» в г.Бронницы
-
Монумент «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе
-
Статуя «Екатерина II». Представительский кабинет Президента в Кремле
-
Монумент «Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Трубная площадь
-
Памятник С.А.Есенину на Тверском бульваре
24.07.2020
2504
В нашем небольшом городе не так много памятников. И все они хорошо известны и любимы большинством жителей Бронниц. Но среди городских памятников есть особенный, он отличается подлинным мастерством исполнения и проникновенностью образа. Это монумент «Матерям и вдовам защитников Отечества», выполненный из красного гранита настоящим мастером и творцом – известным российским художником и скульптором А.А.БИЧУКОВЫМ.
В скорбном молчании, с опущенной головой, в накинутом на голову и плечи траурном платке навечно запечатлена в камне женщина – безутешная солдатская мать или вдова, не дождавшаяся с полей сражений своего сына или дочь, мужа, брата или сестру… Этот памятник гармонично вписался в общий ансамбль городского воинского мемориала. Он намеренно установлен напротив памятных плит с именами бронничан, погибших в годы Великой Отечественной войны и других локальных войнах. Женщина, «окаменевшая» от горя, вот уже который год оплакивает каждого из наших павших земляков. К этому образу очень подходят стихи, написанные более 160 лет назад Н.А.Некрасовым:
«…Одни я в мире видел слёзы – то слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей…»
Изготовленный на пожертвования бронничан памятник был открыт 22 июня 2012 года. На торжестве по случаю его открытия присутствовал и сам автор – Анатолий Андреевич Бичуков, академик Российской академии художеств, народный художник РСФСР, член Союза художников СССР, член художественно-экспертного совета по монументальному искусству Министерства культуры РФ. Он много лет возглавлял Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова. Тридцать лет Анатолий Андреевич был художественным руководителем студии художников имени В.В.Верещагина при МВД России.
Творчество мастера отмечено заслуженными наградами. Вот только некоторые из них: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», золотая медаль и диплом «За реконструкцию Кремля», орден Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени и медаль преподобного Сергия Радонежского, золотой знак «Общественное признание», орден Почета.
Анатолий Бичуков был лауреатом множества престижных премий, в том числе Международной премии «Единая Европа». За свои работы скульптор удостоился благодарности от президентов Российской Федерации Д.А.Медведева и В.В.Путина. Это далеко не весь список наград и поощрений, полученных за всю творческую жизнь выдающимся художником.
Многочисленные скульптурные портреты простых людей и героев, памятники выдающимся личностям, мемориальные комплексы (всего их создано А.А.Бичуковым более пятидесяти) получили высокое признание. В частности, заслуженный деятель искусств РФ, академик Э.Н.Дробицкий так сказал об Анатолии Андреевиче: «В его произведениях – он весь сам: вдумчивый, мужественный, бескомпромиссный, поэтичный, восторженно умеющий вдохновляться, казалось бы, простыми сюжетами, которые благодаря его таланту и высокому профессионализму превращаются в истинно художественные произведения искусства XX-XXI веков».
Обо всех произведениях Анатолия Андреевича Бичукова у нас нет возможности рассказать, их немало. Но мы уделим особое внимание наиболее значимым.
10 ноября в 1994 году в Москве, на Трубной площади, был установлен памятник «Благодарная Россия Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга».
«Монумент на Трубной площади строг и величествен. Классическая красота как бы подчеркивает его значимость: гранитная колонна, четыре бронзовых барельефа. Наверху в центре композиции – Георгий Победоносец, поражающий дракона, аллегорическое изображение борьбы добра и зла…», – такое описание этой величественной колонны дала известный российский искусствовед Т.А.Лыкова.
А вот что сказал сам автор о своем творении: «Хотелось выразить этим памятником то, что сопутствует человечности – борьбу добра со злом... Высокую гранитную колонну… венчает стройная фигура Георгия Победоносца… Святой Георгий напоминает, что, если кто-то обидит человека или посягнет на его жизнь, значит, за это рано или поздно наступит возмездие. Памятник воздвигнут солдатам правопорядка всех народов, всех времен. Этой колонной мы хотели выразить то, что Россия державная и великая есть и будет».
Важно отметить, что уменьшенная статуэтка Святого Георгия, поражающего копьем дракона, была выбрана эмблемой Московского кинофестиваля, «своей символичностью напоминая о высоком предназначении искусства – воспитании и защите нравственности в обществе».
В юбилейный 1995 год в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе был установлен еще один замечательный монумент – «Защитникам земли Российской». Трое мужчин, олицетворяющих воинов трех эпох, – Древней Руси, Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, – застыли в дозоре, словно три богатыря с картины В.Васнецова.
Анатолий Бичуков, открывая этот монумент, сказал: «Эта трехфигурная аллегорическая композиция символизирует преемственность поколений. Она посвящена памяти тех, кто выполнял ратный долг по защите Отечества с давних времен по май сорок пятого».
Кроме монументов, которые украшают пространства столицы, Бичуков стал автором скульптур для Кремля. В 1996 году и в 2002 он установил два аллегорических памятника – «Правосудие» и «Россию» – в интерьерах Екатерининского зала Сената Московского Кремля. Выполненные в традициях русской классической скульптуры, они прекрасно вписались в архитектурное пространство, созданное великим М.Ф.Казаковым.
Более того, для представительского кабинета президента РФ в Кремле А.А.Бичуков изваял четыре великолепные статуи российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II, с которыми связаны важнейшие страницы русской истории. Выполненные в полный рост бронзовые изваяния монархов придают классическим интерьерам торжественность и подчеркивают величие России.
Работы А.А.Бичукова украшают площади и скверы Москвы, многих городов России и иностранных государств. Например, бюсты А.С.Пушкина установлены в Алма-Ате (Казахстан), Сантьяго (Чили), Мехико (Мексика). Художник мастерски выполнил скульптурные портреты многих выдающихся полководцев, государственных деятелей, ученых, представителей науки и искусства России., в их числе: Г.К.Жуков, М.В.Фрунзе, И.Н.Кожедуб, Ф.Э.Дзержинский, А.И.Нестеров, Б.П.Корнилов, С.П.Боткин, И.С.Глазунов, и другие.
В связи с этим интересно высказывание художников студии имени В.В.Верещагина о своем соратнике: «Трудно перечислить все скульптурные портреты, созданные Анатолием Андреевичем. Эти работы подтверждают ту бесспорную истину, что только искренняя любовь художника к человеку рождает истинно прекрасное, что особенно ярко и зримо воплотилось в скульптурах, посвященных любимому с юных лет поэту Сергею Есенину».
Да, больше всего Анатолий Андреевич создал скульптур этого знаменитого русского поэта. Более тридцати различных есениниских образов вышло из творческой мастерской выдающегося скульптора. Причем, ни один не повторяется. Это не случайно: всю жизнь скульптор любил поэзию Есенина и черпал из неё своё вдохновение.
В Москве установлены памятники поэту на Тверском бульваре и на Ваганьковском кладбище. На родине певца рязанских просторов, в селе Константиново, у полюбившегося всем мраморного изваяния, любят фотографироваться туристы. Скульптурные изображения Есенина, созданные Анатолием Бичуковым, есть на Кубе и в Сербии.
Словом, галерея художественных образов автора монумента «Матерям и вдовам защитников Отечества» на нашей центральной площади по-настоящему впечатляет любого, кто ценит настоящее искусство. И мы, бронничане, можем по праву годиться тем, что в городе есть произведение, выполненное этим выдающимся российским скульптором. Монумент стал воплощением подлинной материнской скорби и нашей общей памяти о павших, которые навсегда запечатлены в неподвластном времени граните.
Ирина СЛИВКА, научный сотрудник Музея истории города Бронницы
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий