БРОННИЦЫ-1941: УРОКИ ДЛЯ ЗЕНИТЧИКОВ
0
2934
Передо мной – машинописная копия хранящегося в городском Музее истории очень интересного и познавательного документа первого года Великой Отечественной войны. Он был подготовлен для утверждения вышестоящим командованием в ноябре 1941-го группой командиров и комиссаров 139-го запасного зенитно-артиллерийского полка (ЗАП), защищавшего подмосковное небо от налетов фашистской авиации. В документе детально разработаны практические учебные задания для командного состава всех батарей и взводов зенитчиков по обороне от бомбардировок малого населенного пункта. Под ним подразумевался именно наш город. Учитывая тот факт, что воздушная оборона Бронниц была возложена на 5-й дивизион вышеназванного полка, по тексту задания можно узнать о том, как именно его подразделения должны были противостоять возможным авианалетам противника...

Как известно, осень 1941 года – самый тяжелый и драматичный период в военной истории нашей страны. Фашистские полчища глубоко вторглись на территорию СССР и находились на самых подступах к нашей столице. Целые армады самолетов с черными крестами на крыльях регулярно вылетали бомбить Москву. Доставалось от частых авиационных налетов и многим подмосковным городам. Особенно тем, где находились крупные заводы и различные важные для фронта производства…

Случалось, что отогнанные столичными войсками ПВО немецкие бомбардировщики стремились сбросить свой тяжелый бомбовый груз на видимые сверху объекты. Причем, даже в малых населенных пунктах, которые располагались по курсу следования. Вот в такой опасной для мирного населения ситуации и требовались четкие и слаженные действия от командиров и бойцов, находящихся здесь зенитных батарей, пулеметных и прожекторных взводов. А чтобы добиться этого в реальной боевой обстановке, необходимы были предметные учебные занятия со средним и младшим командным составом.

Отсюда и главная цель разработанных в первые месяцы войны практических заданий. Они должны были научить средних и младших командиров различных зенитных подразделений правильно и эффективно организовать противовоздушную оборону (ПВО) конкретного малого населенного пункта. И при этом оперативно и грамотно осуществлять руководство своими подразделениями при налетах германской авиации. В постановке этих учебных задач перед комсоставом разработчики стремились учитывать все объективные и субъективные факторы.

В учебных методиках проводился поминутный расчет необходимого времени для оповещения и приведения орудий в полную боевую готовность. Командиров учили трезво оценивать складывающуюся в воздухе и на земле обстановку, совместно отрабатывалось четкое взаимодействие зенитных батарей с пулеметчиками и прожектористами. Причем, основным методом проведения учебных занятий с командным составом дивизиона были групповые упражнения на картах с последующим обсуждением и разбором каждой конкретной ситуации.

Отмечу, что такого рода армейские документы в военное время разрабатывались исключительно для служебного пользования и имели гриф «Сов. секретно». Поэтому изрядно поистершийся от времени машинописный текст заданий по проведению учебных занятий среди бронницких зенитчиков «дожил» до сегодняшних дней, исключительно благодаря стараниям нашего земляка. Его имя уже знакомо читателям «БН» по предыдущим публикациям.

Это уроженец Бронниц, в недавнем прошлом авиационный инженер, а ныне – почетный ветеран труда Раменского приборостроительного конструкторского бюро Владимир Грачев. Его отец (ныне, к сожалению, уже покойный) в 1941-1942 годах был офицером-политруком 12-й батареи 3-го дивизиона того самого 139-го запасного зенитно-артиллерийского полка. Сын в свое время нашел этот уникальный документ в отцовском архиве, бережно его сохранил, а в дальнейшем передал на хранение нашему городскому музею.

Материалы, связанные с деятельностью моего отца Василия Кузьмича Грачева, уже не один год хранятся в фондах Бронницкого музея, рассказывает Владимир Васильевич. – Среди них – его государственные награды, письма, документы и дневники с фронта. В 1938-1941 годы папа работал инструктором, а в дальнейшем – заведующим отделом Бронницкого райкома ВКП(б). А после германского нападения добровольцем ушел на фронт. Как офицер-политработник участвовал в героической обороне Москвы. В 1941-1942 годы был политруком 12-й батареи 3-го дивизиона 139-го запасного зенитно-артиллерийского полка, защищавшего подступы к главному городу страны. За участие в боевых действиях был награжден медалью «За оборону Москвы». Что же касается обучения командиров-зенитчиков организации защиты малых населенных пунктов, в том числе Бронниц, от возможных налетов фашистской авиации, то отец не только лично участвовал в разработке методических материалов по, но и сам внедрял их в боевую практику. Сам являясь коренным жителем города, он отлично знал особенности местности, месторасположение всех важных объектов и жилых домов, мог обоснованно рекомендовать зенитчикам те или иные действия…

Итак, в ноябре 1941 года Бронницы, как и другие ближние к столице города юго-восточной зоны, являлись прифронтовым городом. Во всех трудовых коллективах и по месту жительства создавались группы противоздушной обороны (ПВО). В городе эффективно действовал 42-й истребительный батальон. Немало местного не призывного населения участвовало в строительстве оборонительных сооружений, лесных завалов, а предприятия перешли на выпуск продукции для нужд фронта. Конечно, жителей беспокоили германские самолеты, которые, используя местные ориентиры, следовали через Бронницы курсом на Москву. Ведь им не всегда удавалось преодолеть массированную систему ПВО столицы. И тогда немецкие летчики стремились сбросить бомбы на близлежащие населенные пункты, на промышленные объекты, электростанции, железнодорожные магистрали, различные коммуникации. Вот в этих случаях и должны были показать свою дееспособность местные зенитные дивизионы.

Судя по содержанию текста, в разработанном учебном задании последовательно изложены действия командного состава 5-го дивизиона 139-го зенитно-артиллерийского полка (ЗАП), всех его батарей и взводов на случай возникновения той или иной опасной для Бронниц воздушной ситуации. В тексте конкретно указано, что именно 5-й дивизион с прожекторной ротой и пулеметным взводом обороняют город от ВВС противника. Начальником противовоздушной обороны города был назначен начальник дивизиона капитан Орлов.

Подробно расписан в документе и так называемый «организационный состав» сторон, противоборствующих в условной боевой ситуации. Обыгрывается, например, такой вариант. От немцев город, к примеру, решили атаковать шесть пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-88», которых не пустили к Москве. В ряде случаев их боевой строй мог быть дополнен самолетами «Хенкель-111» и «Мессершмитт-109». От нашего 5-го дивизиона (согласно учебному заданию) им противостоит двадцать 76-мм зенитных орудий и пулеметный взвод в количестве пяти счетверенных пулеметов. Если же налет совершается в ночное время, то обязательно используются взводы прожекторной роты.

А вот что, к примеру, изложено в разделе «Оценка обстановки»: «ВВС противника с целью дезорганизации нашего тыла производят массированные налеты на военные, промышленные, железнодорожные и административные объекты. Налеты производятся эшелонированно по времени и высоте, группами по 6-9 самолетов, как в дневное, так и в ночное время... Действия бомбардировочной авиации противника, исходя из её тактического радиуса, в случае неудачной попытки налета на Москву вполне могут быть применены по г.Бронницы.

Налетов, вероятнее всего, можно ожидать с северо-западного направления. Они, впрочем, могут быть и круговыми. Возможные высоты нападений – от штурмовых до 5000 метров. При этом противник в ходе налета может применить бомбометание с пикирования. Поэтому для самообороны артиллерийских батарей на подступах к ним необходимо расположить зенитные пулеметы… При налете противник, вероятнее всего, использует зажигательные и фугасные бомбы. Не исключено и одновременное нападение на батареи истребителей противника. Это необходимо учесть при постановке задач зенитно-пулеметному взводу...»

В каждой из пяти учебных задач, которые должны выполнить командиры зенитчиков, последовательно раскрывается общий вероятный характер действий воздушного противника. Вот, например, уже обозначенная выше группа из шести немецких самолетов «Юнкерс-88» (опять таки, после неудавшейся попытки бомбить столицу) решила произвести массированный налет на производственные и жилые объекты г.Бронницы. Авианалет может быть осуществлен с востока, вдоль Москвы-реки.

При бомбежке возможно применение фугасных авиационных бомб (ФАБ-250). В результате может быть разрушена переправа через Москву-реку. При возникшей ситуации расписаны по времени и последовательности конкретные задачи не только местных зенитчиков, но и всех местных сил местной противовоздушной обороны. Причем, при их обязательном тесном взаимодействии с городскими военными и гражданскими властями.

В учебных заданиях также четко обозначены места дислокации и зоны ответственности каждой из пяти батарей 5-го дивизиона, а также пулеметных и прожекторных взводов. На занятия с комсоставом было отведено пять учебных часов, в течение которых на картах с привязкой к конкретной местности детально прорабатывались все возможные варианты вражеских авиационных налетов.

И столь же детально прорабатывались различные меры противодействия вражеским военно-воздушным силам (ВВС) с учетом всех реальных тогдашних возможностей наших сил противовоздушной обороны. Судя по содержанию документа, командный состав зенитчиков должен был в строго установленное время провести ускоренную рекогносцировку боевого порядка зенитной артиллерии и при необходимости организовать круговою систему противовоздушной обороны города.

Безусловно, документ имел большую практическую значимость. Ведь как свидетельствуют документы военных лет, воздушные налеты гитлеровцев на столицу и города Подмосковья продолжались вплоть до 1943 года. Особенно напряженными в этом плане были первые пять месяцев войны.

Только за это время вражеские самолеты сбросили на города и районы Московской области в общей сложности 4527 фугасных и 25 600 зажигательных авиабомб. Всего же за годы Великой Отечественной войны на населенные пункты и предприятия Московской области было совершено 678 фашистских ударов с воздуха и сброшено 133 тысяч авиабомб. В результате разрушены и сожжены более 2200 различных зданий. Погибли несколько тысяч мирных граждан...

Конечно, маленькие Бронницы, не имеющие на своей территории крупных тыловых объектов, особо важных промышленных и оборонных предприятий, не были, что называется «на острие» вражеских авиаударов. Но не прорвавшиеся к крупным целям германские самолеты, судя по воспоминаниям местных старожилов, всё же не раз кружили над нашим городом.

Так что, разработанные и внедренные в ноябре 1941 года в практику учебные задания для зенитчиков, о которых мы рассказали, безусловно, сыграли свою важную роль. Ведь, как бы то ни было, ни одна немецкая бомба не упала на Бронницы! Не было разрушенных взрывами зданий и погибших жителей! И в этом, без сомнения, есть реальная заслуга бойцов и командиров 5-го дивизиона 139-го запасного зенитно-артиллерийского полка.

В завершение этой статьи хочется поблагодарить ветерана труда В.В.Грачева и научного сотрудника Музея истории городского округа Бронницы И.А.Сливку за предоставленную и сохраненную копию документа периода Великой Отечественной войны и комментарии к нему, использованные для написания этой статьи.

Материалы статьи подготовил Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий