20 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛЕТ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
0
783
Двадцать лет назад зима тоже надолго задержалась в Бронницах. Уже март заканчивался, а вдоль разбитых дорог- сугробы, грязная каша изо льда и снега. Рядом с автостанцией — рыночная «воронья слободка» из картона, целлофана и кусков фанеры. Тоскливый ветер гоняет по площади обрывки мусора. В центре города покосившиеся заборы, облупленная штукатурка. Вместо «я другой такой страны не знаю» — расползающаяся по швам СНГ. Толькотолько отпустили на волю цены. За их галопом с усталым отчаянием наблюдают бюджетники, пенсионеры… Не подступиться… В родовых муках после Беловежского переворота сотрясается новая, уже совсем не социалистическая Россия… Свою революцию затеяли и в нашем городе. 30 марта 1992 г. опубликован Указ Президиума Верховного Совета РФ. Бронницы выведены из состава Раменского района и отнесены к категории городов областного подчинения. Шапки вверх и салют? Но мало кто этому тогда радовался. Иные поругивали Сыроежкина и его команду за самостийное рвение. Безработица, безденежье, безнадега нависли над многими стремительно обнищавшими семьями. Но город в этот день обрел надежду
За свою многовековую историю Бронницы не раз меняли свой статус. При Екатерине II царское село превратилось в уездный город, а спустя век уже входит в четверку самых зажиточных городов Подмосковья. Но в России стали строить железные дороги, а патриархальные Бронницы, оставшиеся в стороне от новых транспортнофинансовых потоков, начали все сильнее отставать от своих более прытких соседей. При Советской власти наш город за строптивый нрав и вовсе задвинули на задворки. В1924м Бронницкий уезд был расформирован, а сами Бронницы издевательски назвали «уездным городом без уезда». В ходе суматошных хрущевских реформ вновь упразднили воссозданный было Бронницкий район, окончательно подчинив его Раменскому. И только краеведам оставалось гордиться тем, что некогда наш город возглавлял один из самых больших уездов Московской губернии, в который входили территории нынешних Раменского, Люберецкого и Домодедовского районов…
В СССР была незавидна участь города районного подчинения. Он находился на остаточном принципе бюджетного финансирования. Попросту нищенствовал. Все вопросы решались без него, а то и вовсе не решались. Жилье не строилось, дороги не ремонтировались, большая часть городских улиц и переулков не имела даже асфальтового покрытия… Желание вернуть самостоятельность, избавившись от районнной опеки, никогда не угасало в среде бронницких руководителей. Реальная попытка была предпринята, к примеру, в первой половине 80х.
— Вернуть Бронницам хотя бы часть самостоятельности, насколько я знаю, пытался еще тогдашний председатель Бронницкого горсовета Шестаков вместе с Трушиным и Смирновым, — вспоминает бывший начальник городской милиции, а ныне — пенсионер Евгений Фатеев. — Но получили серьезную взбучку от Раменского РК КПСС. Позже мы написали даже коллективное послание в обком партии, под которым подписались многие руководители. Только оно вновь вернулось в райцентр, и нам всем здорово досталось. Меня, к слову сказать, отправили в отставку…
Шанс возродиться город получил уже при новой России. Им сполна воспользовались Сыроежкин и его команда. Бывший школьный директор, умевший мыслить свободно и масштабно, на ночь читавший Бердяева и Маккиавели, не боялся ставить перед собой «невыполнимых» задач. Окунувшись в демократическую вольницу, Сыроежкин вошел в число учредителей «Союза малых городов» . Здесь такие же мэры «ущемленных» городов начали всерьез обкатывать идею самостоятельности. Всем хотелось убрать лишнее звено над собой — районное руководство. Но как это сделать? Было инициировано принятие нового закона о праве малых городов на самоопределение. Ну, а дальше роль ледокола уже сыграл сам Сыроежкин. Одним из первых в России Бронницы и Щербинка, воспользовавшись сменой руководства Подмосковья, провели референдум. Только он давал юридическое право на выход изпод юрисдикции района.
— Опрос горожан проводился примерно так же, как и на выборах, — вспоминает Раиса Ягельская, тогдашний председатель Бронницкого горсовета. — Были кабинки для голосования, были бюллетени с вопросами о том, согласны ли жители с тем, чтобы Бронницы получили самостоятельный статус и стали городом областного подчинения. «За» проголосовали более 90 процентов бронничан…
После этого началась продуманная и выверенная «осада» бюрократических бастионов… Надо отдать должное руководителям Раменского района — они не стали чинить серьезных препятствий бронницкой самостоятельности. Своих забот тогда было по горло. Параллельно один из академических институтов по договору с бронницкой администрацией начал готовить научную модель перехода города на самостоятельное хозяйствование или, как тогда скромно сформулировали, региональный хозрасчет.
— Когда процесс был нами запущен, потребовалось серьезно поработать на областном уровне, - вспоминает тот период Николай Мазурин, тогда первый заместитель главы администрации г.Бронницы. - По поручению Александра Алексеевича я встречался с руководителями облкомитетов, даже с губернатором Тяжловым, который тогда только встал у областного руля. Подключили мы и науку: без правильного техникоэкономического обоснования аргументы в нашу пользу не принимались. Приглашали в Бронницы депутатов облдумы, сотрудников аппарата обладминистрации. Возили их на городские предприятия, показывали, убеждали, искали компромиссы… И так методично, системно стремились добиваться практических результатов. Нажимали на то, что здесь мог быть и интерес и у области: формирование бюджета велось по определенным структурам. Когда, к примеру, налоговые отчисления наверх шли через райцентр, области доставалась одна доля, а когда напрямую из Бронниц — ее доля возрастала. Мы долго продвигали нужное решение, и, наконец, облдума приняла его. До получения нужного статуса мы последовательно начали переводить в Бронницы филиалы многих районных служб…
Никакого механизма перехода малого города из районного подчинения в областное еще не было. Бронницы нарабатывали первый такой опыт в России. Работа велась не один год. Когда центр событий переместился на Старую площадь, в кабинеты Мособлсовета, Сыроежкину и его немногочисленным помощникам — Н.Мазурину, Р.Ягельской, позже — В.Егорову, В.Козловой и другим пришлось обойти огромное количество депутатских комиссий — доказывали, обосновывали, убеждали. Пять раз выносился вопрос на президиум и исполком областного Совета. И, наконец, положительное решение было получено. Затем последовало согласование в четырех министерствах, и только после правительственного заключения утверждено в Верховном Совете РФ. Выход Бронниц из состава Раменского района, получение статуса города областного подчинения и собственного бюджета стало настоящей сенсацией для того периода…
— Значение этого указа для города очень велико, — считает Валерий Егоров, с марта 1992 г. работавший первым заместителем главы администрации г.Бронницы. - Я пришел в сыроежкинскую команду за несколько дней до принятия указа. Так что первая стадия подготовительной работы проходила до меня. Но мне еще не один год пришлось работать уже по вопросам реализации данного указа. Здесь также были этапы: организация своих муниципальных служб, финансового органа, земельного комитета, выполнение разграничений прав собственности на имущество, управление этим имуществом, создание органов управления городскими отраслями и многие другие оргвопросы. Новый статус города способствовал созданию у нас подразделений госслужб: налоговой инспекции, пенсионного фонда, БТИ, ОВД, медстрахования и других. В числе других важных задач была и разработка первого Устава города. В этом деле вместе с нашим юристом довелось участвовать и мне. Мы одними из первых приняли и зарегистрировали этот важный документ. Но самой значимой стала работа по определению и утверждению границ города в новом статусе. Чтобы утвердить эти границы, нужно было пройти массу согласований…
Многие руководители, как вспоминает В.Егоров, настороженно относились к переделу — с первого раза редко кто из них ставил свою подпись на согласительном документе, долго советовались. Минсельхоз был и вовсе против — ведь город окружали большие сельхозугодья. Проводились согласительные комиссии, где пришлось доказывать, что включение земель в новые границы города вовсе не означает, что у предприятий отберут землю. Приходилось терпеливо объяснять, что меняются лишь правила землепользования — теперь их будет устанавливать город.
Была еще опасность, которую очень явственно ощущал Сыроежкин. Чтобы снизить социальное напряжение, в стране началась земельная реформа. Стали передавать сельскохозяйственные земли в собственность. В том числе и под дачные кооперативы. Если бы Бронницы немножко задержались с обретением самостоятельности, то прилегающая к городу территория могла быть просто роздана дачникам. Это сегодня на свободных площадях строятся или планируются, как того и хотел стратегически мысливший Александр Алексеевич, новые микрорайоны. А тогда перспектива дальнейшего развития нашего города могла быть закрыта надолго. В окончательном варианте удалось согласовать территорию площадью 2100 га. В три раза больше того, что было под застройкой.
Солидный земельный задел, отвоеванный у райцентра, дал возможность разработать генеральный план развития города. Бронницы стали одним из самых динамично развивающихся городов Подмосковья и одним из немногих, население которого прибывает с каждым годом… Недавно в городском роддоме родились сразу 24 малыша — рекорд, однако.
Самостоятельность давалась тяжело: проблемы сковывали и давили со всех сторон. Боролись по сути за выживание города. На фоне скачущей инфляции и разрухи 90х мало кто из горожан верил мэру и его команде, когда на собраниях звучали речи о будущем спорткомплексе «европейского уровня», массовом охвате городских ребятишек спортом и творческими занятиями, поголовной телефонизации, открытии филиалов вузов, создании собственных СМИ… Самое удивительное: городским властям удавалось кардинально обустраивать город даже в самые проблемные для россиян годы.
Дальновидно и скурпулезно Сыроежкин создавал бронницкие СМИ, а потом плотно работал с ними. Он очень тонко понимал роль и возможности газеты и телевидения в формировании городского социума. В этом глава считал нас своими первыми помощниками… Соседи обзавидовались. Во многих центральных газетах и журналах появились статьи о резко стартовавших Бронницах и его неординарно мыслящем главе. Что их притягивало в наш город?. Страницы тогдашних российских СМИ были переполнены негативной информацией — убийства, рейдерские захваты, коррупция, война на Северном Кавказе…А тут под боком - строят спортивную базу, покупают для библиотек тысячи книг, возводят на свой страх и риск новую школу, замысливают томографический центр… Страна соскучилась по таким новостям. После «Известий», «Эксперта», приехала критически настроенная «Новая газета». И выдала статью под сногсшибательным заголовком «Бермудский Сыроежкин». Александр Алексеевич, прочитав ее, покачал головой: «Приврали немного, но в целом статья полезная — нам реклама.»
У города действительно появились новые возможности. Руководители администрации могли принимать самостоятельные решения, исключив районное звено. Стали сами выходить на областной уровень, формировать бюджет и расходовать средства на городские нужды. В известных пределах, разумеется. Бронничане получили возможность оформлять максимум нужных им имущественных и иных документов, не выезжая из города. При новом статусе в городе стали появляться государственные службы или их подразделения, которые прежде находились лишь в райцентре.
За короткое время у нас были образованы муниципальные отделы социального обеспечения и народного образования, комитеты земельный, по управлению имуществом, по социальной защите населения, по экологии и природопользованию, пенсионный фонд, бюро по приватизации жилья, технической инвентаризации, финансовое управление, налоговая инспекция, ЗАГС и целый ряд других организаций. Правда, в дальнейшем, уже независимо от муниципалитетов, стала проводиться общероссийская политика укрупнения госструктур по принципу большей территориальности. Часть бронницких служб, к большому сожалению для горожан, «отыграли» назад. И ныне по целому ряду вопросов бронничанам опять приходится ездить в Раменское.. Впрочем, это уже совсем другая история. Но очевидно и главное, даже половинчатая самостоятельность позволила заметно пополнить небогатый бронницкий бюджет. Появилась возможность больше направлять средств на обустройство городского хозяйства, на ремонт домов, на благоустройство…
Войдя во вкус, Сыроежкин позже замахнулся на большее — возродить Бронницкий район. Но времена уже переменились. Ударили по рукам. Он отступил, но упорно повторял: « Все равно к идее собирания бронницких земель придется вернуться - логика того требует. Мы притягиваем к себе население правобережья. Людям так удобнее будет жить!»
Бронницы первыми обрели самостоятельность. Вслед за ними только недавно ринулись в самостоятельность и другие малые города. В ближнем Подмосковье молодая муниципальная демократия, не успев встать на ноги, сразу же попала под каток строительных монстров. Полезли как из под земли многоквартирные высотки, торговые центры, усеяв тромбами все подмосковные трассы… До детских садов и школ только сейчас доходят руки, когда власть поняла, что надо исправлять перекосы строительного бума. Бронницы, один из немногих подмосковных городов, где строители не кинули своих дольщиков…
Размышляя над пройденным путем, над бронницкой спецификой развития, сегодня важно понять то, как много значат в организаторской работе оптимизм и уверенность в успехе, энергичный, волевой лидер и общий деловой настрой на решение, казалось бы, непреодолимых проблем. К сожалению, судьба не дала завершить все начатое и задуманное самому Александру Алексеевичу. Слишком рано ушел от нас…
Помнится один из последних разговоров с ним. Только что приняли новый закон об общих принципах местного самоуправления. Он увидел в нем стратегические просчеты:
— В России муниципальная власть еще долго будет бесправной. У города каждый год полномочия урезают. Чем дальше власть от народа, тем менее она эффективна. Пока не развяжут руки местной власти, Россия не поднимется. По темпам роста производства мы первые в Подмосковье, а, может быть, и в России, а ресурсов для развития — пшик!..
Этот закон вступил в действие на следующий год после его смерти.
Статус'городской округ'(который имели Бронницы), могли подтвердить только города с населением не менее 50 тысяч человек. Уже без Сыроежкина руководители города во главе с В.Я.Егоровым приложили немало усилий, чтобы нужный правовой акт был нормативно подтвержден. Потребовалось подготовить соответствующее обоснование о том, что Бронницы самодостаточны, что здесь нормальная инженерная инфраструктура, жилищнокоммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальная сфера, здравоохранение, образование, есть представительства госорганов на территории. Словом, все необходимое, чтобы выполнять полномочия, необходимые городскому округу. Если бы не смогли обосновать статус городского округа, то Бронницы определили бы как городское поселение и вновь вернули в состав Раменского района.
Два десятилетия прошло со времени судьбоносного для нас мартовского указа. Все ли возможности городской самостоятельности ныне удалось реализовать? Ни администрация, ни жители города так не считают. Главная проблема, как и прежде, - финансы. Очень трудно найти средства, чтобы отремонтировать дворовые площадки, подъезды, школы, библиотеку и т.д. Чтобы заметно повысить зарплату бюджетным работникам, построить муниципальное жилье, детский сад - лучше пока и не мечтать. Почему так? Не хватает денег ни у нас, ни в других городах России? Из всех налогов, собираемых в Бронницах, остается в городском бюджете менее трети — остальные идут в областной и федеральный бюджеты. Чтото затем возвращается: ремонтируются дороги, финансируются льготы и т.д. На Западе несколько иная система — при сохранении вклада государства в инфраструктурные и социальные программы, все же большая часть собираемых налогов остается на месте, и тамошние муниципалитеты намного свободнее в их распределении. Есть смысл и стимул работать на процветание родного города. Наконец и на самом верху появилось понимание, что так должно быть и в России. Надо отказываться от мобилизационной экономики.
Подтверждением тому (хочется надеяться) программные положения статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», опубликованной недавно в газете «Коммерсант». В ней глава российского правительства, в частности, отмечает, что муниципалитеты не должны бездумно укрупняться. Они должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти. Премьерминистр предложил передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса. «Отдельная и больная проблема — судьба малых городов, в которых живет значительная часть наших граждан, — отмечает глава правительства. - Часто они не имеют нормальных доходных источников, вынуждены жить на трансферты из регионального бюджета. В то же время, малый город — это в ряде случаев лучшая площадка для муниципальной демократии. Люди здесь хорошо знают друг друга, работа всех служб не анонимна, на виду. Считаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). Исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к более или менее успешному выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан. Тогда мы сможем рассчитывать здесь на появление нового поколения политиков и эффективных социальных менеджеров».
Очень хочется, чтобы те, кто ныне стоит у городского руля, понимали: отвечать за будущее более чем 20 тысяч земляков - очень серьезное дело. Ведь уровень жизни многих бронничан остается пока низким, как и средняя зарплата…
Но при этом городская власть в силах добиться того, чтобы в каждом доме было тепло, а горячая и холодная вода подавалась без перебоев. Чтобы ветераны не оставались без заботы и внимания. Чтобы все без исключения юные горожане могли посещать детские сады, учиться в обустроенных школах, заниматься в творческих кружках и спортивных секциях. Чтобы любой наш житель мог найти достойную работу в Бронницах, а не ездить за ней в Люберцы или Москву. Чтобы каждый из предпринимателей, рискнувший начать свое дело в нашем городе и создающий новые рабочие места, мог рассчитывать на твердую и эффективную поддержку местных чиновников…
Это простые и понятные цели. Именно для их достижения учреждена муниципальная власть, которой в Бронницах уже 20 лет от роду. В ней не должно быть места незнайкам, неумехам, а тем более проходимцам и взяточникам. Уровень местной власти в Бронницах всегда был высок. Задан он был еще в годы земства, когда во главе Бронниц стоял внук великого Пушкина — Александр Александрович, памятник которому ныне перед окнами мэрии. И достойно поддержан уже в новейшее время его почти полным тезкой Александром Алексеевичем…
Сейчас в жизни страны не самые лучшие времена. Но большинство из нас верят в достойное будущее своей малой Родины. Верят и понимают, что самые главные инвестиции в родной город мы можем сделать только сами — своим трудом и желанием превратить Бронницы в один из самых ухоженных и процветающих городов России. Так, собственно, и должно быть. Для этого и живем в нашем городе.
Валерий ДЕМИН, Рашит МУХАМЕТЗЯНОВ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий