ИНОСТРАНЦЫ ИЗ МАЛАХОВКИ
0
  • Семейство Шпигелей на даче в Малаховке
    Семейство Шпигелей на даче в Малаховке
  • Федор Иванович и Антонина Михайловна Шпигели
    Федор Иванович и Антонина Михайловна Шпигели
  • Первые Малаховские дачи
    Первые Малаховские дачи
2314
Малаховка – один из уникальных поселков Бронницкого уезда с богатой историей, давними традициями и замечательными людьми. Среди последних, судя по дошедшим до нас сведениям, были навсегда осевшие в наших краях иностранцы. Наиболее достойные из них внесли очень весомый вклад в развитие этого края.
Надо сказать, что местность, о которой пойдет речь, достаточно привлекательная. На территории поселка расположено несколько прудов, протекает речка Македонка, образуя живописный водоём – Малаховское озеро. Впервые название Малахово и Малаховское встречается еще в завещаниях Ивана Калиты в XIV веке. Название «Малаховская пустошь» упоминается в писцовых книгах, датированных 1623 годом, а Малаховский хутор – 1852 годом. На карте Московской губернии 80­х годов XIХ столетия была обозначена «Сукновальня Малахова», а земельные угодья Малахова располагались между Московскими и Бронницкими уездами.
Становление Малаховки во многом связано с началом функционирования в 1865 году железной дороги Москва­Коломна­Рязань, особенно после строительства платформ. Многие до сих пор удивляются, почему эта дорога левопутная. Но здесь своя история. Дело в том, что «железку» проектировали и строили английские инженеры. А они руководствовались традициями своей родины, где движение традиционно левостороннее. Отмечу, что Россия во все времена привлекала предприимчивых иностранцев. Здесь всегда имелись возможности сколотить капитал с пользой для себя и для общества. Малаховка, поселок Бронницкого уезда, стал второй родиной для немца Иоганна Шпигеля, который прибыл сюда вместе с женой примерно в 1850 году.
Иоганн стал работать скорняком на предприятии Оттена, своего друга. В 1858 году в семье Шпигеля родился первенец Фридрих (Фёдор), а через семь лет – дочь Женни. Когда дети подросли, Шпигели стали снимать жильё в Плоховом, затем – в Москве. Фёдор окончил училище при Евангелическо­Лютеранской церкви святого Михаила, получил хорошее образование, в том числе и музыкальное. Он стал работать в банкирских домах и конторах.
В 80­х годах XIХ века в моду стала входить дачная жизнь. Среди соседних дачных посёлков Малаховка находилась в более выгодном положении, в связи с наличием остановочного пункта, построенного в 1884 году. Обладая деловой хваткой, Фёдор Шпигель не мог не оценить перспективу дачного строительства в Малаховке. Красота здешних мест вкупе с сосновым бором, чистыми речками Македонкой и Пехоркой, окаймляющих посёлок с востока и запада, вселяла надежду на успех в задуманном проекте.
В дальнейшем Шпигель арендовал у англичанина Аллея, владевшего землями справа от железной дороги, участок. Именно на нем в 1885 году он и построил свои первые 4 малаховские дачи. В настоящее время это улицы Шоссейная, Пионерская, Кирова, Республиканская, Центральная, Комсомольская, Рельсовая. Двухэтажные дачные дома с открытыми верандами красиво вписывались в окружающий пейзаж. Может быть, внешне они были и простыми, не отличались архитектурными изысками. Но при этом были удобны и отвечали требованиям дачников.
Это позднее, когда слава посёлка разрослась, строители начали возводить более основательные постройки, приспособленные для зимнего проживания. В моду вошли дачи в стиле «модерн», разнообразные, подчас удивительные, во всём блеске отражающие направления этого стиля. Разрабатывались специальные каталоги дачных построек с рисунками фасадов, строительными чертежами, деталями художественного оформления и ценами на материалы и производство работ. Если бы большинство этих архитектурных шедевров сохранилось до наших дней, Малаховка напоминала бы музей очень короткого в истории архитектуры, но удивительного по взлёту фантазии периода. К сожалению, дерево недолговечно, и даже самые мощные и крепкие деревянные строения не вечны.
Фёдор Иванович начал строительную деятельность по опушке леса вдоль границы с Плоховой, затем вдоль большой дороги по направлению к станции. Когда потребовался участок для постройки Красково­Малаховского учебного заведения (ныне школа), Шпигель проявил завидное великодушие: согласился разобрать несколько уже построенных там дач и перенести на другое место.
Удача сопутствовала Фёдору Шпигелю не только в предпринимательстве, но и в личной жизни. В посёлке Карабаново Владимирской губернии, где он находился по служебным делам, он встретил очаровательную Тоню Лихареву. Девушка покорила сердце молодого коммерсанта. В 1887 году Антонина Михайловна стала женой Фёдора Ивановича. Очаровательная, обходительная, она была помощницей мужа во всех его начинаниях. В счастливом браке у них родилось шестеро детей: трое мальчиков и три девочки.
Пополнение семейства подвигло Фёдора Ивановича на ускоренное расширение дачного строительства. За 25 лет на участке рядом со станцией вырос целый дачный городок – 40 дач. Для строительства Шпигель брал ссуды в банке. Некоторые дачи он продавал, другие сдавал в наём, а часть использовал для проживания своей большой семьи и многочисленных родственников. Попутно со строительством в этой, пока ещё не слишком обжитой местности, ему приходилось решать вопросы водоснабжения, прокладки дорог, транспорта.
Как показала жизнь, немалые вложения Фёдора Шпигеля в «дачный» бизнес себя оправдали: мода на дачную жизнь набирала обороты. Прибывших на станцию дачников поджидала пролётка Шпигелей, курсирующая по просёлочным дорогам Малаховки. Стараниями дальновидного иностранца в посёлке появилось первое фотоателье, для нужд жителей был вырыт артезианский колодец. Не без его усилий в Малаховке была открыта первая сельская гимназия совместного обучения.
Пятеро подрастающих детей четы Шпигелей, о которых стоит рассказать подробнее, принимали активное участие во всех местных спортивных состязаниях, любительских спектаклях, благотворительных аукционах, велосипедных путешествиях и прочих дачных затеях, и развлечениях. Сыновья Иван и Владимир входили в футбольную команду Малаховки и участвовали в дружеских матчах с командой Быково. Вечерами в дни спектаклей организованного в Малаховке Летнего театра братья Шпигели становились «контролерами», пропускавшими зрителей.
Все три дочери малаховского предпринимателя окончили Елизаветинскую женскую гимназию на Маросейке. Причем, старшая из них, Антонина – с отличием. Правда, замуж девушка так и не вышла, осталась верна своей первой любви. Ее жених в 1918 году был выслан властями в Латвию, и Антонина еще несколько десятилетий жила надеждой и письмами из­за границы.
«Кассиршей», продающей театральные билеты на представлениях Летнего театра, чаще всего становилась средняя сестра – Наталья. Она была артистической натурой, танцевала и пела на эстраде лесопарка «Плоховое». В то время парк представлял собой ухоженный культурно­развлекательный центр посёлка. Артистические таланты не мешали Наталье быть нападающей местной женской футбольной команды. Спорт был у молодежи в почете, особенно велосипедный. Дружной компанией экскурсанты из Малаховки ездили на велосипедах в соседнее Быково, а однажды совершили велопутешествие в Царицыно.
Младшую дочь, Евгению, родители крестили во Владимирской церкви села Красково. Спустя 22 года, в январе 1914 года, Евгения Фёдоровна Шпигель обвенчалась в той же церкви с мещанином Курской губернии Владимиром Александровичем Антоновичем. С началом Первой мировой и Гражданской войн началось их долгое скитание по городам России, Украины и Белоруссии, так как мужа­железнодорожника постоянно перебрасывали с места на место. В 1923 году в семье Антоновичей родилась двойня: дочь Алла и сын Борис. Евгения Фёдоровна ежегодно привозила детей летом к матери в Малаховку. К тому времени самого Фёдора Ивановича Шпигеля уже давно не было на этом свете.
Отец­основатель дачного хозяйства умер от рожистого воспаления 2 ноября 1911 года в возрасте 53 лет. Похоронен был на Немецком (Введенском) кладбище в Москве. Могила его, к сожалению, не сохранилась.
О кончине Ф.И.Шпигеля сообщал «Малаховский Вестник»: «Учащиеся Красково­Малаховского учебного заведения пением «Вечной памяти» при отправлении траурного вагона со станции Малаховка проводили прах Фёдора Ивановича, много потрудившегося при создании школы и в первые годы её существования». В статье, напечатанной в этой же газете в №1 за 1913 год и посвященной памяти Шпигеля, он назван основателем Малаховки. А еще он охарактеризован как человек очень деятельный и увлеченный.
«По свидетельству лиц, хорошо знавших Фёдора Ивановича, покойный был большим идеалистом. Всякое полезное и общественное начинание находило в нём отзывчивого сотрудника. Он вносил в него много увлечения, вкладывал всю душу…». Эта цитата из газеты 1913 года как нельзя лучше характеризует личность и деятельность
Совсем недавно на географической карте городского округа Люберцы в Малаховке появился новый объект, который носит имя Федора Шпигеля. Безымянному переулку, который идет от улицы Рельсовая до улицы Чернышевского и пересекает Малаховскую и Пионерскую улицы, Совет депутатов городского округа присвоил наименование «Переулок Федора Шпигеля». Это стало возможным благодаря работе активистов Общества малаховских краеведов.
Нашему музею посчастливилось подружиться с внучкой основателя Малаховки. Алла Владимировна Антонович­Шпигель была участником Великой Отечественной войны. В своей книге «Мой номер I/46781» она описывает своё пребывание в застенках фашистского гестапо и трёхлетнее рабство на сельхозработах в Германии. Благодаря силе духа и стойкости, Алла Владимировна сумела преодолеть все выпавшие на её долю испытания. Она прожила большую жизнь, наполненную любовью к людям, добротой и желанием помочь нуждающимся.
В этом году мы отмечаем 160­летие со дня рождения Федора Ивановича и 95­летие Аллы Владимировны. Эта удивительная женщина, недавно ушедшая из жизни, до конца сохраняла ясный ум, прекрасную память и настоящую правильную русскую речь. Благодаря тесному сотрудничеству с ней Музея истории г.Бронницы, у нас появилась целая коллекция вещей семьи Шпигелей. Это кружевная эмблема, конверт для носовых платков, десертная ложечка, шкатулка для швейных принадлежностей и многое другое. Один из предметов, подаренных Аллой Владимировной, маленький сундучок, которому более ста лет. Сохранился он до наших дней в идеальном состоянии. Снаружи он обит железом, внутри отделан фиолетовым бархатом, со встроенным замком. Принадлежал сундучок младшей дочери Шпигеля – Евгении, в нем она хранила дорогие девичьему сердцу предметы.
Весьма интересным экспонатом является узкая прямоугольная льняная скатерть­дорожка с бахромой. Она вышита красными нитями с использованием нескольких различных техник. В основе рисунка растительные мотивы. В центре помещается надпись на немецком языке, которая переводится «Мне нравится проводить время в веселой компании». Такие дорожки были очень популярны в конце 19 века, их обычно стелили поверх обычной скатерти. Скатерть – это не только предмет быта и украшение интерьера, это история отдельной семьи и народа в целом. Одна из скатертей Шпигелей сохранилась. Она домотканая, техникой «крест» вышит растительный орнамент. В фондах также хранится льняная голубая салфетка с бахромой, украшенная вензелем их семьи.
Бронницкому музею также принадлежит миниатюрный кошелек из перламутра, который датируется началом 20 века. На лицевой стороне в центре прорисованы цветы на белом фоне, вокруг расположен накладной растительный орнамент. Этот кошелек необычен своими миниатюрными размерами, однако в нем имеется три отделения. Эта вещь – пример ювелирной работы на высоком художественном и техническом уровнях. Известно, что табак в России пользовался популярностью уже в 17 веке. Нюхательный табак употреблялся чрезвычайно широко во всех слоях общества, как мужчинами, так и женщинами, особенно в пожилом возрасте. Считалось, что вызываемое им чихание благотворно действует на зрение, «полирует кровь». В фондах нашего музея есть круглый кисет для хранения табака, принадлежавший семье Шпигелей. Он сшит из кожи коричневого цвета, собирается на шнурок.
Алла Владимировна также сберегла и передала музею на хранение столовые ножи. Нож с волнообразным краем и растительным орнаментом на трёхгранной ручке предназначался для нарезания лимона, о чем и гласит надпись на его лезвии. Другой нож из набора нужен был для фруктов. У него острое лезвие, а на ручке с обеих сторон имеются перламутровые пластинки. Привлекает к себе внимание также и перечная мельница цилиндрической формы. Стеклянный корпус помещен в металлическую обрешётку с прорезным орнаментом. Такие дробилки использовались для измельчения перца, однако ими можно было также размалывать и поваренную соль. Имелись дробилки не в каждой доме.
Алла Владимировна пополнила нашу коллекцию «Стекла» их семейной посудой. Белый молочник, с острым носиком и ручкой. Верх тулова молочника украшен цветочным узором розового цвета, производства завода Гарднера. Не менее изысканно выглядит фарфоровая суповая тарелка, изготовленная на фабрике М.Г.Кузнецова. Волнистые края украшены цветочным узором. А другая белая керамическая тарелка необычна резными зубья по краям. На тыльной стороне тарелки надпись «Киев 1839». В семье Шпигель сохранилось металлическое кольцо – держатель для салфеток. Такие кольца зачастую были просты в дизайне. Особую популярность они получили к 40­м годам 19 века в Европе. Данные держатели использовались как маркер, обозначавший чистую салфетку, а в некоторых семьях указывали даже на принадлежность салфетки каждому из членов семьи.
Более 160 лет Шпигели прожили в России, но о своих немецких корнях не забывали. Это, несомненно, видно, когда изучаешь предметы, подаренные Аллой Владимировной. Все они являются немыми свидетелями эпохи и ярко характеризуют быт конца 19– начала 20 веков. Наш музей очень дорожит имеющимися экспонатами и ставит перед собой одну из приоритетных задач – сохранение уникальной коллекции.
Н.ФИРСТОВА, главный хранитель Музея истории г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий