УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
0
1714
У любого учителя, состоявшегося в своей профессии и прошедшего большой жизненный путь, на склоне лет в памяти остаются не только отданные учебному заведению годы, но и многочисленные ученики, их достижения и победы... Не одно десятилетие своей трудовой биографии отдала бронницкой «красной» школе учитель математики, отличник народного образования, ветеран педагогического труда Нина Гавриловна ТУРЛЕНКО. В её памятных домашних альбомах – множество снимков детей, которых педагог шаг за шагом вела к высотам знаний, вкладывала в их умы не просто содержание учебников, правила и формулы, но и своё понимание предмета, его смысл и прикладную значимость... Этим летом она отметила юбилейную веху в своей содержательной биографии. В связи с недавно прошедшим Днём учителя корреспондент «БН» встретился с Ниной Гавриловной и попросил поделиться воспоминаниями о своём пути в профессию, о работе в школьных коллективах советского периода, рассказать о памятных событиях, коллегах и любимых учениках… 
– Я родилась в небольшом городке Макеевка в Донецкой области, – начала рассказ о своих истоках и пережитом Нина Гавриловна. – Не могу сказать, что на выбор учительской профессии повлияли наследственность и мои родители. Они были обычными сельчанами-земледельцами, жившими прежде в деревне Покровка Курской области. Отец имел всего одну лошадь и кормил семью со своего участка земли. А у мамы из имущества была только доставшаяся ей по наследству швейная машинка, а шитье помогало семье выживать. В ходе насильственной коллективизации и раскулачивания комбедовцы отобрали у отца единственную лошадь, а его вместе с мамой отправили на поселение и принудительные работы в Донбасс. Так получилось, что местом моего рождения стала Украина… Там довелось пережить военную голодуху и германскую оккупацию. В Макеевке огородов у жителей не было, и главным подспорьем была лебеда и другой малосъедобный подножный корм… Когда много лет спустя на одном из классных часов в бронницкой школе я рассказала своим ученикам о том, как мы выживали во время фашистской оккупации, они были по-настоящему потрясены… В первый класс я пошла после освобождения Донбасса от гитлеровцев в еще военном 1944-м. 
Год за годом вспоминает моя собеседница эпизоды и картины своего детства, юности, период становления и утверждения в избранной профессии. Перед её мысленным взором в прошлое встают сильно обветшавший и плохо отапливаемый школьный барак и они, одетые кто во что. На ногах старые стоптанные валенки или рваные бурки. Вместо парт – простые столы и скамьи из досок... Ученические тетради они сами делали из старых газет и писали на них между печатных строк… 
Но как бы ни было трудно в послевоенное время, Нина окончила среднюю школу в Макеевке с серебряной медалью. Так что поступать в вуз в то время имела право без экзаменов. Выбрала Донецкий пединститут, хотя отец очень хотел, чтобы дочь выучилась на медика. Отвечая на мой вопрос: «Почему же не стала врачом?», Нина Гавриловна с улыбкой сказала: «Дождь этому помешал…» И поведала историю о том, как они с сестрой приехали в областной центр сдавать документы в приемную комиссию, и в это время начался сильный ливень. Пединститут находился рядом с автовокзалом, а до медвуза надо было еще долго добираться. И вчерашняя десятиклассница, тогда еще твердо не определившаяся с выбором профессии, направилась в ближний педвуз и была зачислена в студенты. 
– И об этом тогдашнем своем решении я в дальнейшем ни разу не пожалела, – продолжает свой рассказ Нина Гавриловна. – Работу учителя математики я до сих пор люблю, своих учеников тоже люблю и помню их даже через многие годы. А еще мне как учителю очень везло: почти всегда попадались толковые, старательные дети. И преподавание было в радость, и в моем предмете многие ученики преуспели. Так бы трудилась и трудилась в школе… Однако, мне все же пришлось уйти из педколлектива «красной» школы в самые развальные для всех 90-е годы, когда вдруг тогдашние российские власти перестали платить пенсию работающим пенсионерам. Обидно стало за неуважение в том числе и к нам, учителям… 
Через год Ельцин отменил свой дискриминационный указ, но я в школу уже не вернулась. Возможно, не было острой материальной необходимости: тогда еще был жив муж, кадровый офицер, полковник, и нам хватало на жизнь… Хотя мне до сих пор, даже начав девятый десяток биографии, кажется, что смогла бы еще преподавать, если бы не возрастные болезни… 
Оглядываясь назад, моя собеседница как, наверное, любая офицерская жена может сказать, что ей довелось вдоволь поездить вместе с мужем по городам и весям. Три года супруги Турленко жили в тогдашней ГДР, и Нина Гавриловна обучала там детей военнослужащих, готовила молодых солдат к поступлению в вузы. Потом муж поступил в Ленинградскую академию тыла и транспорта, и они переехали жить в город на Неве. Эту свою трудовую пятилетку педагог-предметник вспоминает с большой теплотой. Она работала в городской восьмилетней школе, и тамошний педколлектив очень многое дал ей в плане дальнейшего профессионального роста. 
А в 1967 г., когда у мужа было распределение, они выбрали маленький городок Бронницы и тогдашний 21 НИИИ.  Семье дали квартиру на ул.Пушкинской, и они навсегда поселились в Подмосковье. Выпускник академии добросовестно трудился в оборонном институте до самой своей кончины, а Нина Гавриловна почти тридцать лет преподавала в «красной» школе.
– Поначалу Бронницы мне не понравились, после Ленинграда я очень трудно привыкала к жизни в провинции, в городке, где все друг друга знают, – вспоминает Нина Гавриловна. – Да и найти работу по своему профилю здесь тогда было очень непросто – ни в одной школе не было вакансий. В первую школу меня взяли на замену одного из преподавателей, а уже в дальнейшем я плавно перешла  постоянную работу… В 1968 г. мне дали один пятый класс и классное руководство. Это было непросто: в моем первом выпуске было 48 учеников: их даже в классе трудно было разместить. Но дети были замечательные… С некоторыми, давно повзрослевшими, общаюсь по сей день... 
К слову, до сих пор встречаюсь с Еленой Тихомировой – одной из своих первых учениц, окончившей в свое время «Бауманку». Она тоже в чем-то повторила мою судьбу: вышла замуж за военного, какое-то время жила с ним за границей, а после вернулась в Бронницы. Лена даже переучилась с инженера на учителя и дальше пошла по моим стопам – преподает математику в одной из столичных школ… Мне очень приятно, что она не забывает меня и часто приходит в гости, нам есть что вспомнить…
Таких выпусков с пятого по десятый (а позже по одиннадцатый) у Нины Гавриловны в «красной» школе было три. В каждом она преподавала до самого последнего экзамена, до тех пор пока её воспитанники находились в родных стенах. И очень многие ученики Турленко до сих пор благодарны своему знающему и требовательному педагогу. 
Моя собеседница показывает мне фото разных лет: там она и её классы в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е годы... Целых три поколения юных бронничан: в чем-то похожих, в чем-то совершенно отличных друг от друга. На одних снимках – угловатые подростки-пятиклашки, на других – уже сложившиеся молодые люди – выпускники. На одних – строгая советская школьная форма и пионерские галстуки, на других – свободные, «широкоплечие» кофты и костюмы первых постсоветских лет... А как много перемен произошло в школьном быте, в обществе и в стране за этот период времени... Лишь одно за те прошедшие годы оставалось для неё неизменным – это качество преподавания своего предмета. Она всегда учила своих подопечных видеть на классной доске и записывать в своих тетрадях не просто цифры и формулы, а всегда понимать их значение, самостоятельно искать правильные варианты математических решений.
Когда я попытался выведать у педагога-ветерана, как ей удавалось добиваться внимания на уроках и хорошего усвоения учебного материала, Нина Гавриловна ответила: никаких особых секретов и специальных методик преподавания у неё не было. Просто надо хорошо знать и любить свой предмет, а еще уметь находить правильные подходы к каждому из своих учеников. 
Что же касается новомодных постсоветских методик – типа математики Петерсон, то у моей собеседницы на сей счет своё обоснованное годами учительской практики мнение. Причем, своё неприятие сомнительных новаций, она подкрепляет конкретными примерами. А еще она как патриот отечественной педагогики считает советский период самым плодотворным в своей жизни. В то время школьным учителям математики ничего сверху не навязывали, они пользовались обычными, проверенными подходами. А дети знали математику гораздо лучше. 
Натаскиванием и пустой тратой учебного времени считает Нина Гавриловна и внедрение в школьную практику единого государственного экзамена. Основания для таких выводов у Турленко, безусловно, имеются. Она, несмотря на очень солидный возраст, по сей день, как и многие опытные учителя, занимается репетиторством, готовит бронницких одиннадцатиклассников к поступлению в высшие учебные заведения. Говоря об истоках своей учительской биографии, Турленко рассказала мне и о таком важном для успешного преподавания (ныне, к сожалению забытом) слагаемом, как наставничество. Вспоминая, ленинградскую школу №16 на Васильевском острове, где она преподавала сразу в трех седьмых классах (а это самые беспокойные дети), она поведала о том, каким теплом и заботой окружили её на первых порах в педагогическом коллективе. И если бы этого не было, то не известно: состоялась бы она в избранной профессии. 
– Помню, первое время все опытные педагоги, включая завуча, очень доброжелательно посещали мои уроки, – вспоминает моя собеседница. – Они давали правильные советы, помогали без стрессов и нервотрепки адаптироваться в школьном коллективе. До сих пор вспоминаю своих наставников с большой благодарностью. Так что в Бронницы я приехала уже не совсем новичком... Но в том, что я быстро вошла здесь в трудовую колею и в дальнейшем плодотворно работала, тоже очень благодарна всем школьным директорам – А.А.Лапину, О.В.Желдакову, Н.С.Моториной и, конечно, всем своим коллегам. 
Часто сравнивая советское время с нынешним, она с удовольствием рассказывает о том, какой насыщенной и многогранной была прежде работа с детьми. И в самой школе, и вне её. Сколько энтузиазма и энергии требовалось тогда от педагога и особенно от классного руководителя. Участвовали со школьниками в районных и областных туристических слетах, в популярной тогда военной игре «Зарница», ходили вместе в походы с ночевками, регулярно занимались благоустройством, работали в окрестных хозяйствах, в трудовых лагерях... 
Поездила она со своими коллегами-учителями, со своими классами и по стране, и ближнему зарубежью... А каким, к примеру, уроком патриотизма стала для её класса поездка в Белоруссию и посещение мемориального комплекса «Хатынь»... Бронницкие предприятия, шефствовавшие в то время над школами, всегда брали расходы на такие поездки на себя. Нынче же повезти куда-то школьников можно, пожалуй, только на родительские деньги. 
Как и многие педагоги-ветераны, моя собеседница до сих пор считает, что очень важными помощниками педколлектива были в то время пионерская и комсомольская организации школы. А с их упразднением учебные заведения лишились очень важной идеологической и организующей составляющей, которая до сих пор ничем не заменена. 
...О многом удалось поговорить с Ниной Гавриловной, многое понять и уяснить для себя в понимании важности и сложности труда школьного учителя-предметника, добросовестного работавшего и завершившего свой труд в прошлом веке. 
Нынче, вроде бы иные времена, иные подходы и принципы в образовании. Но главное, как ни крути, осталось прежним: школьники должны хорошо знать математику, а помочь им в этом может только хороший учитель. Такой, как Нина Гавриловна.
Беседовал Валерий ДЕМИН 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий