ШКОЛА ТРЕФИЛОВА
0
2209
Счастлив и, как правило, успешен человек, который с юных лет нашел своё призвание. Именно так можно сказать о прославленном гонщике, ветеране отечественного автомобильного спорта, многократном чемпионе России и Вооруженных Сил, о призере десятков состязаний разного уровня, о незаурядном тренере и наставнике многих известных бронницких автокроссменов Вячеславе ТРЕФИЛОВЕ. Несмотря на уже солидный возраст, военный пенсионер, полковник в отставке, руководитель секции автоспорта МОГАДК, как и прежде, не представляет свою жизнь без мчащихся по трассе машин, без своих питомцев, сидящих за их рулем... А еще Трефилова знают как кадрового офицера-­автомобилиста, военного ученого, опытного испытателя, изобретателя и рационализатора, внесшего свой вклад в модернизацию автотехники. Известен он и как мастер на все руки, способный отремонтировать и собрать любой узел или агрегат. В конце прошлого года Вячеславу Дмитриевичу исполнилось 67 лет, а шесть месяцев назад он был удостоен звания «Почетный гражданин городского округа Бронницы». 
- Я родился 28 декабря 1948 г. в г.Мичуринске Тамбовской области, – начал рассказ о свой биографии Вячеслав Дмитриевич. – У моих родителей – Дмитрия Андреевича и Серафимы Ивановны детей было двое: я и брат Сергей, который появился на свет в 1955 г. Отец был первоклассным шофером, практически всю жизнь провел за баранкой. В армии он окончил водительские курсы, воевал с гитлеровцами тоже на колесах. Вернулся домой с двумя орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу». А после войны многие годы работал на грузовиках, на легковых автомашинах и на автобусах. Ушел на пенсию в 70 лет. И мои детские годы прошли рядом с папой, в шоферской кабине. Посадит, бывало, меня на колени, и я рулю на дороге вместе с ним... С тех пор, наверное, и прикипел к автомобилям, изучал их устройство, охотно занимался ремонтом и работой с металлом... А наша мама была отличной домохозяйкой, вела все семейные дела и строго воспитывала нас с Сергеем. Нынче, когда родителей уже нет на этом свете, я, оглядываясь назад, мысленно благодарю их за то, что с малолетства приучили к труду, помогли выбрать правильную дорогу в жизни. И не важно, что у нас с Сергеем разные профессии. Если я во многом продолжил отцовское дело, то брат выбрал другой путь – окончил художественное училище, занялся творчеством. Главное в том, что мы оба делаем нужную обществу работу и сумели добиться неплохих результатов...
В 1966 г. Вячеслав успешно окончил 10 классов средней школы №9. Его родители, сами не имевшие возможности учиться, очень хотели, чтобы сын получил высшее образование. Однако, в первый раз в Саратовский политехнический институт, на факультет электронной техники, школьный выпускник не поступил – одного балла не хватило. Но особо расстраиваться не стал и, чтобы помогать семье материально (а жили Трефиловы скромно), пошел работать на Мичуринский авторемонтный завод. Там его приняли фрезеровщиком 1­го разряда в мехцех. 
На заводе парень проработал всего один год, получил 2­й квалификационный разряд. И при этом (как планировал), выучился на шофера в школе ДОСААФ. После, успешно сдав вступительные экзамены, был зачислен в тот же политехнический институт, только на автомобильный факультет. Там, к слову, была своя солидная секция мотокросса. И студент начал увлеченно осваивать тогдашние «ИЖи» и К­175, стал серьезно заниматься этим видом спорта. Со временем даже выполнил нормативы кандидата в мастера. Вот только стать мастером спорта Трефилову тогда не удалось. После окончания вуза выпускника призвали на 2 года в армию – на офицерскую службу...
- Служил я в 76­м танковом полку Северной группы войск (СГВ) в Польше, – рассказывает мой собеседник. – Меня, тогда еще лейтенанта, назначили зампотехом автомобильной роты. Там, наряду со служебными обязанностями, активно занимался мотоспортом, был включен в сборную команду СГВ, выполнил норму мастера спорта СССР. Мотогонки – спорт жесткий: бывало, и падал, и руку ломал. Но без гонок уже не мог... После двух лет тренер стал мне настоятельно советовать: «Оставайся служить в армии. Пиши, мол, рапорт и продолжай занятия. Скоро и автоспорт у нас получит развитие». И я решил остаться. Прослужил в СГВ 5 лет, получил капитанское звание. Поработал начальником лаборатории на 56­м авторемонтном заводе в г.Вроцлав (там должна была формироваться команда автокроссменов). По роду занятий даже приобщился к автотворчеству: участвовал в составе спецгруппы в изготовлении штабных машин с кузовами «переменного объема» на базе автомобиля «ЗИЛ­131». Это когда на машину устанавливается что­то вроде будки, у которой поднимаются боковины, откидывается пол, раздвигаются стены. Кузов увеличивается практически в три раза. Кроме того, мы еще разработали вариант, когда две машины с такими будками стыкуются. В итоге получается совещательный зал в полевых условиях. И, хоть опыта в этом деле ни у кого не было, все работали с интересом. А сроки нам ставили очень жесткие... В дальнейшем в наших кузовах проводил свои совещания командующий группы войск... Работая в лаборатории авторемзавода, я почерпнул очень много полезного для себя... 
В 1977 г. Трефилова рекомендовали в Ленинградскую академию тыла и транспорта. Там он учился два года и продолжил разработку своей институтской темы. К слову, его вузовскую дипломную работу по автомобильной тематике с действующей моделью признали перспективной. Диплом был посвящен механизации процесса сцепки­расцепки автомобиля­тягача с полуприцепом. Трефиловская разработка позволяла сократить временные затраты на этот процесс примерно в 5 раз. Он защитил диплом политеха на «отлично», и ему посоветовали продолжить эту работу. А когда нужно было выбирать тему для академического диплома, сразу вспомнил о своих институтских наработках. 
Предложил конструкцию автомобиля с быстросъемными кузовами различного назначения для обеспечения боевых действий. Стремился добиться, чтобы кузов, подобно контейнеру, как можно быстрее «пристегивался» к ходовой части и «отстегивался» от нее. Академический диплом офицер тоже защитил на «отлично». Его руководитель полковник Ю.Степанов показал трефиловскую модель тогдашнему начальнику тыла ВС генералу армии Куркоткину. Тот её одобрил и рекомендовал развивать эту тему. Выпускнику даже предоставили выбор дальнейшего места службы по своему профилю. Узнав, что в подмосковных Бронницах находится 21 НИИИ, занимающийся исследованиями и испытаниями автотехники, и что там развит автоспорт, он сразу выбрал этот городок. 
- В то время я был уже семейным человеком, – вспоминает Вячеслав Дмитриевич. – Свою половину встретил в Саратове. Моя будущая супруга Татьяна Борисовна училась в вузе на экономиста. Ухаживая за ней, я успевал участвовать и в мотокроссах. На подготовку уходило все свободное время: спорт для меня стал делом едва ли не первостепенным. Когда решил жениться, друзья стали, шутя, предостерегать меня: «Гляди: теща тебе быстро кислород перекроет! Прощайся после женитьбы с гонками!» Свадьбу мы назначили на 6 февраля 1971 г. А на следующий день были назначены соревнования по мотокроссу. Помня об этом, я потихоньку сказал молодой жене: «Собирайся. Мы с тобой едем на гонки...» Взяли с собой кое­что со свадебного стола, чтобы угостить друзей­болельщиков, сели на «газик» с гоночными мотоциклами и на трассу. Там я занял 3­е место и получил приз – 3 рубля... Когда вернулись домой, родители были недовольны: как можно покидать застолье? Ведь и гости досрочно разошлись – кому им было кричать «Горько!» Впрочем, в дальнейшем родные жены (как и она сама) все же постепенно привыкли к моему увлечению. Теща (кстати немало повидавшая и по­своему мудрая женщина) даже говорила дочери о том, что у любого мужчины должно быть любимое дело. Иначе он будет вести неправильный образ жизни. А мои постоянные ссылки на соревнования и на невозможность пойти куда­то по семейным делам, всякий раз сопровождала фразой: «Чего вы от него хотите? Он даже со своей свадьбы сбежал на гонки!» А в сентябре 1971 г. у нас с женой родился сын-­первенец Павел... 
В Бронницы, в первый научный отдел 21 НИИИ, выпускник академии прибыл в 1979 г. и прослужил в оборонном институте более 23 лет. Как и другие офицеры, в качестве мл.научного сотрудника и инженера­испытателя занимался исследованиями и испытаниями колесных автомобилей многоцелевого назначения для армии, участвовал изобретательской и рационализаторской работе: на его счету – четыре перспективных изобретения. По воспоминаниям моего собеседника, в первом отделе тогда служили настоящие специалисты и отличные офицеры (Платонов, Добрин, Чистов, Аксенов, Сабуров, Павлов и другие). Именно им молодой специалист во многом обязан своим становлением и профессиональным ростом. А ещё офицеру­испытателю довелось немало поколесить по стране: казалось, не было региона, где бы они не испытывали технику... 
В тогдашнем 21 НИИИ Трефилов рассчитывал приобщиться к автоспорту, о котором ему говорили при распределении. Однако, так вышло, что его приезд пришелся на время, когда этот экстремальный вид состязаний попал под запрет. Видимо, в силу общей специфики застойного периода, когда начальство во всем ценило спокойствие и беспроблемность. В институте от прежней команды остался только один гоночный автомобиль «ЗИЛ­130». На нем выступал гонщик Н.Егунов. А, когда автогонки вовсе прикрыли, машина использовалась просто, как тягач...
Впрочем, в конце 80­х автокроссы возобновились. В 1988 г. потомственный офицер С.Гиря, к тому времени организовавший на 38­м ОПЗ команду по автогонкам на «УАЗиках», пригласил 40­летнего Трефилова, принять участие в автокроссе Дружбы народов СССР в Ульяновске, на грузовиках. В 21 НИИИ подготовили свой «ЗИЛ­130» и приняли участие в этих состязаниях. Напутствуя Трефилова на гонки, сослуживцы твердили: «Главное – не побей машину! А то начальство все снова у нас прикроет...» И на трассе, следуя за лидером «борт в борт», он больше следил, чтобы не повредить свой грузовик. Когда мчащийся к финишу «зиловец» стал срывать ему зеркало, он сильно крутанул баранку влево и сбил габаритный флаг. За это был снят с соревнований... Впрочем, подобный исход гонщика не особо огорчил. Он понял, что вполне может на равных состязаться на этом уровне... Вторые такие зимние гонки, в январе 1989 г., в Ярославле, уже с большим числом участников Трефилов выиграл. И это его еще больше окрылило... А в дальнейшем стало уже стыдно проигрывать. Пришлось и самому постоянно совершенствоваться, и машину готовить как следует. 
К весне, когда выезжали на командный автокросс в Рязань, у бронницкой сборной было 3 спортивных автомобиля и гонщики – прапорщик С.Клименко, лейтенант С.Ломако и подполковник Трефилов. Бронничане выиграли 1­е место и с той поры стали успешно выступать каждый год... 
- Знаю Вячеслава Дмитриевича с самого начала его службы в 21 НИИИ, – рассказывает главный научный сотрудник 1­го управления НИИЦ автомобильной техники 3 ЦНИИ Минобороны России (в 70­90­е гг. – начальник лаборатории), доктор технических наук, полковник В.А.Павлов. – На моих глазах он сформировался как первоклассный специалист­испытатель, полноценный научный работник, а также авторитетный организатор и руководитель нашей институтской команды спортсменов­автогонщиков. Причем, знания и опыт он, как офицер­автомобилист, приобретал непосредственно в служебных командировках, на испытательных трассах и на заводских полигонах. Трефилов не один год лично участвовал в испытаниях новых образцов машин Горьковского, Московского, Уральского заводов – автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ. Испытывал их во многих регионах страны и в самых разных климатических зонах. Считаю, что Вячеслав Дмитриевич внес весомый вклад в модернизацию военной автомобильной техники. У него есть перспективные изобретения в области совершенствования конструкции автомобиля (это принципиально новые подвески для двух­ и трехосных машин, а также новшества, способствующие повышению их проходимости и плавности хода автотехники). Он – соавтор целого ряда научных статей и отчетов. Особо отмечу, Трефилов – по­настоящему творческий, инициативный специалист, он способен глубоко анализировать, всесторонне, критически оценивать любую свою работу. И, что очень важно, умеет спокойно и интеллигентно взаимодействовать с разными людьми...
У любого нужного дела всегда есть сторонники. В спортивных планах Трефилову содействовали и руководители института, и ветераны автоспорта. Во многом благодаря поддержке и заботе многих бронничан, особенно коллег­офицеров, и удалось возродить в нашем городе автокросс. Он до сих пор благодарен тогдашнему командиру 21 НИИИ, генералу И.М.Юрковскому, создавшему все условия для создания институтской команды и развития автоспорта. Дружескую поддержку в плане развития автокросса, вовлечения туда молодежи оказывали и другие руководители: тогдашний начальник отдела В.Н.Добромиров, замначальника института В.М.Баранов. С начала 1989 г. автогонщики оборудовали три гоночных «ЗИЛа» и в трефиловскую секцию начали приходить не только прапорщики и офицеры, но и гражданские водители. Автомашины для участия в гонках готовили и военно­служащие, и гражданские лица. Все старались, чтобы команда выступила достойно. Для транспортировки гоночных машин сделали специальный автопоезд, который тащил полноприводный «МАЗ». Отмечу, что и первый глава города А.А.Сыроежкин активно поддерживал проведение в Бронницах автогонок и часто сам бывал на них. А когда наша команда победила зиловцев, про неё даже сняли видеофильм. 
­ Организовав в 1988 г. и возглавив команду автогонщиков, я в дальнейшем участвовал в более чем 200 соревнованиях, – вспоминает Вячеслав Дмитриевич. – Это были и всероссийские, и всеармейские состязания. С 1999 г. я в основном выступал уже не в кроссе, а в триале. Многие выступления были успешными для меня и нашей команды, мы удостаивались призов... Где­то примерно в половине состязаний, в которых я участвовал, самому удалось занимать первые места. Вторых, третьих и других – было меньше... Пять раз был чемпионом России, четыре раза – чемпионом Вооруженных Сил. Довелось участвовать в прокладывании маршрутов международных автомарафонов «Мовлад» и «Париж­Пекин». Имею звание мастера спорта России по автоспорту. Удалось подготовить из числа военнослужащих трех мастеров спорта.. Впрочем, говоря о победах и наградах, хочу особо отметить: один я бы не смог добиться серьезных достижений. Ими я обязан многим людям, которые так или иначе способствовали всем этим победам: от руководителей города, института, колледжа и друзей­соратников до простых болельщиков на трассе. Каждый неравнодушный к автоспорту человек (а таких тысячи) по­своему помогал нам на гонках... Оба моих сына: старший Павел и младший Олег не раз ездили со мной на автокроссы, болели за нашу команду. Позже оба окончили наш автомобильный колледж. Но так уж вышло: к гонкам они не приобщились. Павел по этому поводу откровенно сказал мне, что мы улучшить твои высокие достижения не сможем, а просто участвовать в гонках, а не выигрывать, вроде как перед тобой будет стыдно... 
Однако, в развальный постсоветский период, когда все начали переходить на самофинансирование и самоокупаемость, автоспорт стал в тягость. Да и городскому руководству тогда трудно было материально поддерживать институтскую команду... С каждым годом положение дел у гонщиков ухудшалось. Созданный при 21 НИИИ автомотоклуб из­за отсутствия средств стал распадаться. И тут Трефилову поступило заманчивое предложение из бронницкого автомобильного колледжа. Директор МОГАДК как­то в 2004 г. встретил отставного офицера и предложил ему внедрить в процесс обучения противоаварийную подготовку и выработку у студентов правильных действий в экстремальных ситуациях. Обещал выделить помещение и все необходимое. Гонщик знал, что Желдаков – сам увлеченный автомобилист со стажем, знает автоспорт – и согласился. Трефилова назначили на должность начальника исследовательской лаборатории, где апробировали новые методики. По совместительству работал тренером в созданной при колледже в том же году автосекции. Туда сразу начали приходить ребята, оборудовали автомашины, стали проводить кроссы и триал на трассе МОГАДК, потом – в Бисерово. Желающих стать гонщиками к Трефилову и до сих пор приходит немало. Но остаются лишь самые способные и целеустремленные. Именно они добиваются высоких результатов на чемпионатах и кубковых гонках, приносят заслуженную славу трефиловской школе гоночного мастерства. 
- Мои племянники – бронничане Александр и Михаил Коструковы пришли к Трефилову еще в подростковом возрасте, – делится своими воспоминаниями ветеран автокросса, призер отдельных этапов чемпионата России 2006­2007 гг., ныне – индивидуальный предприниматель и один из спонсоров команды Г.А.Промзелев. – Оба внешне спокойные парни. Но при этом очень энергичны и настойчивы в достижении поставленной цели. Когда оба только поступили в МОГАДК, Трефилов поставил перед ними задачу – окончить колледж на «отлично» и стать мастерами спорта. Они добились этого. Уже к 17 годам составили серьезную конкуренцию именитым гонщикам в классах грузовых и легковых автомобилей. Сенсацией стала победа 15­летнего Александра на чемпионате Вооруженных Сил (ВС) РФ 2006 г. по кроссу на ЗиЛ­130 в Бронницах. На этом автомобиле он в 2008 г. стал серебряным призером Кубка России, а в 2009 г. – бронзовым призером чемпионата страны, в 2010 г. – чемпионом России по кроссу на грузовых автомобилях. Брат Михаил в 2006 г. стал бронзовым призером чемпионата ВС РФ по кроссу на ЗиЛ­130 (ему было 15 лет), а в 2007­2009 гг.­ победителем и призером отдельных этапов Кубка и чемпионата России. В 2010 г. – он бронзовый призер чемпионата России по кроссу на грузовых автомобилях. После службы в армии в 2012 г. братьев пригласили в команду «За рулем – Спорт». Они стали профессиональными гонщиками на спортивных автомобилях «Соболь» и постоянно участвовали в ралли­рейдах. В 2013 г. Александр – серебряный призер, а в 2014 и 2015 гг. – чемпион России по ралли­рейдам. Михаил в 2013 г. стал победителем этапов чемпионата и Кубка России, а в 2014 г. стал серебряным призером Кубка России по ралли­рейдам. Кроме того, в 2012­2015 гг. мои племянники выступали на отдельных этапах чемпионатов России по кроссу на ЗиЛ­130, где побеждали или становились призерами.
Продолжая разговор о секции автоспорта МОГАДК, Трефилов назвал еще добрый десяток имен своих учеников­бронничан, добившихся серьезных результатов на состязаниях регионального и федерального уровней. Его питомцы исколесили едва ли не всю страну. Участвовали в самых престижных соревнованиях, как в классе ЗИЛ­130, так и в классе легковых автомобилей. Когда они только пришли в секцию, им было далеко до побед и славы. И всему, чего добились в спорте и в жизни, юные гонщики считают заслугой своего тренера, который «вылепил» из них не только чемпионов, но и полноценных специалистов автомобильной отрасли, владеющих несколькими специальностями – слесарными, кузнечными, сварочными… Но самое главное – именитый тренер сделал из мальчишек настоящих мужчин, дал правильные ориентиры. 
«Каждый должен иметь достойную цель в жизни и идти к ней, – считает Трефилов и учит этому других. – Я стремился выступать на каждом новом состязании не хуже, чем на предыдущем. А чтобы этого добиваться, нужно постоянно совершенствоваться и машину должным образом готовить. В жизни бывает всякое: если даже вы не сумели добиться победы, никогда не опускайте руки. Умейте вставать после любого, даже самого жесткого падения, делать правильные выводы из своего поражения. И снова стремиться к победе».
Завершая седьмой десяток, Вячеслав Дмитриевич всё так же увлечен автоспортом. И всё так же стремится к победам, день за днем готовя к ним бронницкую молодежь. У него свои задумки и надежды в новом 2016 году. О них он готов увлеченно рассказывать тем, кто любит автоспорт, кто словом и делом способствует его развитию в Бронницах. Трефилову есть что вспомнить: позади полвека за рулем, десятилетия военной службы, испытаний, научной деятельности, спортивных достижений и кропотливой тренерской работы. Среди его заслуженных наград – десятки чемпионских кубков, медалей, знаков, дипломов, благодарностей и почетных грамот. А медаль «За заслуги перед Отечеством» 2­й степени – реальное свидетельство того, что Родина его победы ценит. Воздали должное своему земляку и бронничане: решением горсовета депутатов за № 63/19 от 24 июня 2015 г. В.Д.Трефилов удостоен звания почетного гражданина. 
По­настоящему оценивая отставного полковника, друзья уважительно называют его умельцем на все руки. Он может самостоятельно отремонтировать и собрать из запчастей любой агрегат, умеет работать на многих станках. А когда надо, этот скромный и интеллигентный человек вполне способен стать душой компании, исполняя любимые всеми мелодии на гармони… 
Именно такими качествами, пожалуй, и должен обладать настоящий мастер своего дела и наставник молодежи. Потому и школа Трефилова стала для десятков любящих автоспорт бронничан подлинной школой жизни. 
Воспоминания записал Валерий ДЕМИН
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий